«Штрих и слово»

Александр Шелудченко

В редакции дивизионной газеты. На военной службе Николай Васильевич Кузьмин (на фото он слева) провёл почти восемь лет. Однако и там, несмотря на сложные обстоятельства, он продолжал обдумывать и делать наброски к произведениям.

Сигнал трубы — команда «Отбой» — прозвучал, как всегда, неожиданно. Молодой художник Николай Васильевич Кузьмин неохотно закрыл томик «Евгения Онегина» и вышел из библиотеки. Каждый вечер, пока проходили сборы по переподготовке комсостава в Саратове, он шёл в библиотеку и читал… И, засыпая, продолжал лелеять дерзкую мысль — проиллюстрировать поэму так, как её не оформляли до него. Появились даже первые робкие наброски. Но он всё ещё сомневался. Не слишком ли это смело: иллюстрировать не только сюжет, не только само действие поэмы, но и лирические отступления поэта, которые занимают такое важное место — и по объёму (не менее трети строф), и по смыслу?!

Решение пришло неожиданно: ввести в иллюстрации самого поэта. Ведь именно Александр Пушкин и есть главный герой лирических отступлений! Но если вводить поэта, это означает, что художник должен каким-то образом повторить рисунки Пушкина, которые тот делал на полях рукописи. Повторить, не повторяя… Задача почти невыполнимая. Передать лёгкость штриха, сделать рисунок таким живым, как мгновенно пришедшую мысль, как «мимолётное виденье»…

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее