Бюро научно-технической информации. Октябрь 2013 № 10. Соосный «Беркут»

Соосный «Беркут»

Наука и жизнь // Иллюстрации

Вертолёты соосной схемы (у них на одной вертикальной оси расположены два несущих винта, вращающихся в противоположные стороны) серийно производят только в России на фирме им. Н. И. Камова. Однако интерес к машинам такой конструкции проявляют всё больше и больше авиастроителей. Первыми среди них, правда, стали производители авиационных игрушек. Оно и не удивительно: вертолёты соосной схемы не требуют установки хвостового винта, поскольку реактивные моменты двух несущих винтов практически уравновешивают друг друга. Соосная схема несколько сложнее традиционной схемы с рулевым винтом, и тем не менее одна из сравнительно небольших и молодых вертолётостроительных компаний из г. Тольятти обратилась именно к ней.

Показанный на МАКСе-2013 вертолёт «Беркут» относится к сверхлёгким летательным аппаратам. Его взлётная масса не превышает 830 кг, а масса пустого аппарата всего 480 кг. При этом полезная нагрузка составляет 250 кг. Первый лётный экземпляр вертолёта снабжён модернизированным двигателем ВАЗ мощностью 147 л.с. Однако, если вертолёт пойдёт в серию, на него установят сертифицированный 150-сильный авиационный мотор Lycoming. В зависимости от модификации аппарат будет иметь максимальную дальность полёта от 600 до 850 км.

Лопасти несущих винтов «Беркута» изготовлены из композитных материалов и имеют профиль с переменной по размаху толщиной.

Вертолёт спроектирован инженерами из г. Тольятти. Исключения составили только такие узлы, как двигатель, подшипники, шаровые шарниры, приборы. Впрочем, эти работы и крупные КБ не проводят. Вся конструкторская документация на новый летательный аппарат выполнена в электронном виде. Это позволяет быстро изготовлять сложные детали на станках с ЧПУ. Это же даёт возможность инженерам и испытателям оперативно вносить изменения в конструкцию.

Похоже, что на сегодня «Беркут-Аэро», где построена новая машина, является единственным в стране разработчиком лёгких вертолётов, полностью подготовленных для серийного производства.

Основное назначение нового вертолёта — учебно-тренировочные полёты, спорт и туризм, сельскохозяйственные работы, воздушная видеосъёмка, поисково-спасательные полёты.

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее