Птицы в городе

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Англия), «Bild der Wissenschaft», «Max Planck Forschung», «Psychologie Heute» и «Spektrum der Wissenschaft» (Германия), «Astronomy», «IEEE Spectrum» и «Scien-tific American» (США), «La Recherche», «Science et Vie» и «Ça m’interesse» (Франция).

Дрозд-рябинник нашёл удачное место для гнезда.

Урбанизация наступает: уже сейчас около половины человечества живёт в городах, а к 2030 году, по прогнозам, городское население Земли составит пять миллиардов человек при общей численности человечества 8,5 миллиарда. Расширение мегаполисов не может не влиять и на фауну птиц.

Немецкий орнитолог Генрих Брумм, изучая пение соловьёв в Берлине (в немецкой столице насчитывается около 1500 гнездящихся пар), показал, что в более шумных кварталах города соловьи поют громче, чем в тихих парках и скверах. Громкость соловьиной песни падает в выходные, когда на улицах меньше транспорта. То же оказалось верным для чёрного дрозда и большой синицы. Ранее считалось, что птицы всегда поют «во весь голос».

Мало того, в песнях городских птиц по сравнению с пением загородных обитателей больше высоких частот, видимо, чтобы «отстроиться» от городского шума, в котором преобладают низкие частоты. Хотя, как показало математическое моделирование, слышимость песни на фоне шума если и улучшается, то ненамного. Возможно, более высокие ноты?— лишь побочный эффект от увеличения громкости: когда человек кричит, он тоже увеличивает не только громкость, но и высоту голоса.

Предполагают, что городской шум может затруднять и обучение птенцов родовой песне, но экспериментальных доказательств этому пока нет.

Городская жизнь отражается не только на песне. Крылатые обитатели городов, в отличие от птиц из дикой природы, часто никуда не улетают на зиму. В городе теплее и круглый год есть пища. Немецкие орнитологи показали, что на городских дроздах меньше паразитов, чем на сельских.

Городские чёрные дрозды утром просыпаются на полчаса раньше и начинают петь на 15—20 минут раньше, чем сельские. Вечером ложатся спать на шесть минут позже. Раньше на несколько дней начинают откладку яиц. Все эти изменения режима связаны с бурной круглосуточной жизнью городов.