ВШЭ развивает новый формат аспирантуры

Е. Кобзарь, канд. экон. наук. Записала Елена Вешняковская.

Пока российская наука борется с кризисом, Высшая школа экономики, российский университет с амбициями европейского, приняла для себя новые правила игры. Из образовательной площадки она последовательно превращается в площадку, где делается конкурентоспособная наука. Отсюда — несколько парадоксальный формат подготовки аспирантов, который ВШЭ развивает уже третий год: наряду с приёмом в обычную аспирантуру здесь ведут приём в аспирантуру академическую.

Фото предоставлено ВШЭ.

ВШЭ предлагает своим аспирантам, как обычным, так и академическим, 53 специальности, включая гуманитарные, инженерные и собственно точные науки (полный список на сайте www.hse.ru); 280 бюджетных мест, общежитие для иногородних, стипендию. И тем не менее направление академической аспирантуры выделяется внутри этого потока так радикально, что поступивший не может позже поменять свой выбор — с первого дня сценарии слишком различны. В чём специфика нового формата, рассказывает кандидат экономических наук Елена Николаевна Кобзарь, начальник Управления аспирантуры и докторантуры национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

ВШЭ стремится приблизить аспирантскую исследовательскую повестку не только к происходящему в российской науке, но и к тому, что делается за пределами Российской Федерации. «Локомотивы науки», точки роста в её различных областях, находятся на самых разных территориях. Мы вполне готовы встраивать себя в общую картину мира.

Академическая аспирантура адресована тем, кто хочет заниматься исключительно наукой; это все обучающие и исследовательские возможности, которые у нас есть, собранные вместе. В том числе очень сильный корпус преподавателей и научных руководителей: и отечественные учёные, и те, кого мы нанимаем с международного академического рынка — приглашаем в качестве guest stars («приглашённые звёзды») читать курсы и вести мастер-классы. Кроме того, академическая аспирантура подразумевает очень жёсткую экспертизу работ, не только внутреннюю, но и с участием приглашённых западных специалистов. Это тяжело, но без жёсткой экспертизы учёный нормально развиваться не может.

Международная стажировка для аспиранта академической аспирантуры обязательна. Её отличает чёткая программа работы, стажёры едут, совершенно определённо зная, что обратно их ждут не просто с впечатлениями о поездке, но с текстами: статьями, главами диссертации.

Академический аспирант ВШЭ должен попасть в зарубежный научный центр, где его ждёт соруководитель — человек, который занимается сходной исследовательской тематикой и готов возиться со стажёром. Поэтому подготовка полугодовой стажировки начинается примерно за год до поездки: коллегиально разрабатывается программа, согласуется повестка — чем будет заниматься стажёр по приезде. В частности, он может послушать за рубежом курс лекций для аспирантов; может (и должен) представить там кусок своей работы и получить обратную связь; и, наконец, «покопаться» в проекте, который идёт в другом университете. Как правило, западным коллегам нужно увидеть нашего человека в своём проекте гораздо раньше, чем он приедет. Это достаточно сложно организовать одному и без опыта, поэтому будущему стажёру помогают научный руководитель, академический директор аспирантской программы, другие коллеги.

Отдельный поток в аспирантуре понадобился потому, что, если смотреть реалистично, и в России, и в мире наукой готовы заниматься гораздо меньше людей, чем идёт в аспирантуру, а то, чем мы предлагаем заниматься, — это наука с утра до вечера. Академическим аспирантам выделяются здесь, в университете, рабочие места — не вообще на кафедре, как это обычно бывает, а помещение и собственный компьютер; фактическая занятость у них — шесть дней в неделю, и каждый день под завязку забит учёбой и исследовательскими проектами. Отсюда требование к обучающимся по программе: в период подготовки диссертации не работать нигде за пределами «Вышки». Многих оно отпугивает.

Наша стипендия сейчас составляет 30 000 рублей, плюс деньги, которые аспиранты зарабатывают в проектах внутри «Вышки» (это не возбраняется). Цифра получается неплохой для историков, филологов, философов, математиков, потому что альтернативные стартовые заработки у них сопоставимы. Но академическая аспирантура начиналась с экономистов и социологов, то есть с тех, у кого альтернативные заработки существенно выше. У нас нет задачи предложить стипендии, сопоставимые с этими заработками, так не поступает ни одна аспирантура в мире. Это обстоятельство служит естественным фильтром. В прошлом году в академическую аспирантуру поступили 24 человека. И в прошлом же году она распространилась на математиков, историков и ряд гуманитарных направлений, в том числе филологию и философию. Сейчас мы готовы ежегодно набирать на академическую программу до 50 человек.

В представлении многих аспирантура ВШЭ ограничена исключительно экономикой и социологией. Между тем у нас множество специальностей, тем более если говорить не только об академической, но и об обычной аспирантуре. Экономистов и социологов уже даже не половина. Одно из самых сильных направлений, которое у нас есть, это математика, причём чистая, а не прикладная. Наши математики видны на международном небосклоне и высококонкурентны. По другим направлениям картинка пёстрая. Боимся мы или нет размывания качества? Мы понимаем, что такая опасность есть. Ответ этому вызову — контроль качества научных работ.

Из примерно трёхсот поступивших в нашу аспирантуру до третьего года доходит одна треть. Массовый отсев происходит раз в полгода по результатам аттестации.

Выпуск аспирантов с защитами нам нужен так же, как всем. Но при этом из общего их числа «в срок» (время обучения в аспирантуре плюс год сверху) защищается примерно 20%, что сопоставимо с ситуацией во многих европейских университетах, где процент защит такой же или ниже.

Ходят слухи об особой жестокости наших диссертационных советов по отношению к аспирантам. На самом деле просто существует планка, уровень, ниже которого работа, защищённая у нас, опускаться не должна. Диссоветы ВШЭ открытые — чтобы прийти и защититься, не нужно ничего, кроме нормального качества диссертации. Но приходят немногие. Есть и обратная ситуация: мы не принуждаем и наших аспирантов защищаться исключительно в наших диссоветах. Они вольны защищаться везде, где считают нужным, — у нас или в любом другом месте. На сайте ВШЭ публикуются авторефераты всех диссертаций, защищённых нашими аспирантами и у нас, и в других советах, и полные тексты диссертаций, защищённых в наших диссоветах. Это хороший ориентир для соискателей и стимул для кафедр, которые понимают, что их продукцию увидят абсолютно все.

Другие статьи из рубрики «Проблемы образования»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее