Крикливые красавцы

В. ТРЕТЬЯКОВ, биолог.

Клюв гиацинтового ара очень велик и силен. Боковые стороны головы, в отличие от других ара, оперены. Вокруг глаз и у основания подклювья - золотисто-желтые полоски голой кожи.
Сине-желтый ара обитает в Южной Америке. Верхняя часть его оперения ярко-голубая, бока шеи, грудка и живот оранжево-желтые. Кроющие перья хвоста ярко-голубые. Клюв черный. Щеки спереди серо-белые с черными полосками.
Гиацинтовый ара достигает метра в длину. Занесен в Красную книгу.
Зеленый ара из-за своей "защитной" окраски получил название "военный". На фото: большой зеленый ара.
Pодина сине-желтого ара - северная часть Южной Америки.
Слева - гибрид сине-желтого и красно-синего ара, справа - ара зеленокрылый.
У красно-синего ара (здесь - серия его портретов) голова, верх крыльев, шея, верх спинки, грудка и живот ярко-красные, надхвостье и низ крыльев ярко-голубые, поперек крыльев проходит желтая полоса.

Великолепно окрашенные, рослые и шумные попугаи ара олицетворяют собой роскошь и буйство тропической природы. Из многочисленного отряда попугаеобразных они считаются гигантами. На самом деле восемь видов рода Ara - птицы весьма скромных размеров. И лишь пять видов - большой зеленый, сине-желтый, синегорлый, красно-синий и зеленокрылый (кстати, наибольший из этой пятерки) - действительно самые рослые попугаи. Немного крупнее ара гиацинтовый, но он относится к другому, близкому роду Anodorhynchus.

Хотя неволю ара переносит легко, содержать такого попугая дома - большая ответственность. Крупные виды ара назвать комнатными птицами можно только с оговорками. В клетках им очень сложно не повредить свое главное украшение - длинный хвост и оперение крыльев. Добавьте к этому привычку оглушительно кричать, пускать в ход мощный клюв, а также редкость этих птиц и их высокую стоимость (не менее 60 тысяч рублей), и вы поймете, что такой питомец не всякому по карману. И все же находятся любители, которые приобретают экзотического красавца, сколько бы он ни стоил.

Иногда ара удается даже разводить в вольерах. Зоопарки и питомники вырастили уже много поколений этих попугаев. У красно-синего и сине-желтого ара процесс одомашнивания дошел до выведения мутантов, в окраске которых сохраняется только синий цвет, а желтый и красный заменены белым (во всем остальном птицы абсолютно полноценны). Выяснилось, что ара успешнее размножаются в относительно небольших вольерах, а в слишком просторных - более пугливы, долго не начинают гнездиться, часто прекращают ухаживать за потомством. В зоопарке польского города Познань гиацинтовые ара хорошо размножались в вольере с площадью пола 150х150 и высотой 180 сантиметров. Гнездовьем им служил большой деревянный ящик, стоящий на полу, словно собачья будка.

Птицы жили в вольере размером 190x160x290 сантиметров, под потолком которого был подвешен дощатый ящик размером 70x50x50 сантиметров с летком диаметром 15 сантиметров. Вначале гнездились в 120-литровой бочке, но повзрослевшие птенцы изгрызли "домик" в щепки. Пришлось обшивать торцы ящика и края летка уголком из жести, а внутреннюю часть стенок укреплять металлической сеткой. Слой смеси древесных стружек, песка и торфа на дне гнездовья служил подстилкой для 2-3 яиц. Самка насиживала кладку 24-26 дней.

Птенцы крупных ара развиваются долго, хотя в первое время растут довольно быстро. Перья начинают появляться только к концу четвертой недели жизни. В возрасте десяти недель птенцы полностью оперяются, выглядывают из гнезда, а покидают его через сто дней после рождения. Четырехмесячные ара уже кормятся самостоятельно, но самец иногда подкармливает их до полугода.

Половой зрелости ара достигают к трем-четырем годам, а прожить они могут до сорока лет. Вылетевшие из гнезда молодые попугаи очень пугливы, боятся людей, но именно из таких птиц при надлежащем воспитании и вырастают верные друзья человека.

Аборигены Южной Америки брали птенцов из гнезд, выкармливали, и ара, свободно летая по окрестностям, всегда возвращались к хозяину. Индейцы использовали их красивые длинные перья в своих ритуальных нарядах. Попугаи, точно легендарные гуси, спасшие Рим, могли играть роль сторожей, предупреждая своим криком всю деревню о появлении посторонних.

Природное разнообразие кормов для ара в условиях домашнего содержания полностью воспроизвести невозможно. Обычно у крупных попугаев в пристрастиях ярко проявляется индивидуальность, и то, что ест одна птица, может не устроить другую. Основа питания - зерновая смесь (из расчета на 100 частей): 30 - проса, 30 - овса, 10 - подсолнечника, 20 - пшеницы, 10 - кукурузы. В нее можно добавлять различные орехи. Попугаи любят свежий творог, с удовольствием едят белую булку, размоченную в молоке или чае, мелко нарубленные вареные яйца, смешанные с тертой морковью и белыми сухарями, ну и, конечно, фрукты. Из овощей предпочитают тыкву, сырой картофель, капусту, листья салата. В поилке всегда должна быть свежая вода. Один-два раза в неделю рекомендуется давать медовую воду (1 часть меда на 1 часть кипяченой воды; сюда же добавляют таблетку поливитаминов) или воду с соком черной либо красной смородины, клюквы.

Араканга, арарауна и другие ара

Отличительная особенность попугаев ара - голая морщинистая кожа по бокам головы, иногда покрытая маленькими редкими перышками. Мелкие виды ара окрашены в разные оттенки зеленого цвета. Различают птиц по наличию участков оперения других цветов на лбу, шее, животе, спине и крыльях. Самый маленький синелобый ара (A. nobilis), длиной 30 сантиметров, имеет красные сгибы крыльев. Еще бывают ара каштановолобые, желтошейные, краснобрюхие, красноспинные… Один вид из-за "защитной" окраски оперения получил звучное название Ara militaris - ара военный, или солдатский. Его увеличенная копия - большой зеленый ара (A. ambiqua), именуемый также большим солдатским.

Ара сине-желтый (A. ararauna), встречающийся на севере Южной Америки, достигает длины 83-86 сантиметров, больше половины которой приходится на хвост. Длина сложенного крыла 40 сантиметров, а размах крыльев - 1 метр. Масса тела от 800 до 1000 граммов. Таких же размеров красно-синий ара (A. macao), или араканга, распространенный от Мексики на юг до восточного Перу, Боливии и Бразилии. Его ближайший родич ара зеленокрылый (A. chloroptera) обитает от Панамы до севера Аргентины. Он крупнее (длина 90 сантиметров, масса тела 1200-1400 граммов), размеры головы и клюва внушительнее, а главное - "лицо" покрыто рядами красных перышек, на крыле широкая темно-зеленая полоса (у красного ара она желтая).

Длина гиацинтового ара (Anodorhynchus hyacinthinus) достигает метра (на хвост приходится 58 сантиметров). У него одноцветная темная кобальтово-синяя окраска, на голове и шее немного светлее. Клюв очень велик и силен. От представителей рода Ara отличается оперенными боками головы, за исключением золотисто-желтых полосок голой кожи вокруг глаз и основания подклювья. Распространен в центральной Бразилии, очень редок в Боливии и Парагвае. Занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов. В неволе содержится в основном в зоопарках. Любителям птиц остается лишь мечтать о таком питомце.

Вольный образ жизни

В особенностях поведения и образе жизни разных видов ара очень много общего. Они общительны и миролюбивы, не конфликтуют из-за корма или особей другого пола. В стае ара нет иерархии, а значит, нет и вожака, подчиняющего себе остальных попугаев. Но молодняк всегда "уступает дорогу" взрослым. Кстати, "помолвка" у молодых ара происходит задолго до их первого гнездования. Самец и самка проводят долгие годы в неразлучном союзе, как ласковые и преданные друзья. "Разводов" у них не бывает. Партнеров может разлучить лишь несчастный случай, и тогда оставшаяся птица сразу начинает поиски новой "второй половины".

С наступлением периода гнездования пара выбирает старое, высокое и очень широкое в обхвате дерево с дуплом или трещиной в стволе. Вход в будущее гнездо при необходимости попугаи увеличивают при помощи клюва. Каждая семья очень привязана к своему участку, предпочитая гнездиться в одном и том же дупле из года в год (во всяком случае, если птиц там никто не тревожит). Иногда ара выкапывают подобие нор в глинистых речных обрывах.

Как и другие потребители семян и плодов, эти попугаи, за исключением времени гнездования, кочуют по местам созревания любимой пищи. Случается, что стая покидает пределы леса и совершает опустошительный налет на плантации сельскохозяйственных растений. Летают ара не очень быстро, плавно взмахивая длинными крыльями. Считать их вялыми и неповоротливыми ошибочно, хотя у них и нет оживленности и бодрости, свойственной другим местным попугаям. На ветвях эти рослые, грузные птицы ведут себя осмотрительно и спокойно. Наблюдать за жизнью ара в природе сложно, поскольку густые кроны деревьев хорошо их маскируют. Как ни странно, но яркое оперение играет роль "шапки-невидимки". Силуэт многоцветной птицы словно разбивается на непонятные и малозаметные для человека и хищников фрагменты; зеленые же виды просто сливаются с листвой. Часто попугаи сидят на самых вершинах крон и ведут себя очень тихо, если не видят ничего подозрительного. На обильно плодоносящем дереве могут пировать несколько десятков ара разных видов. Еды хватает на всех, и стая не пытается охранять дерево от других стай. Но во время дневного и ночного отдыха каждая группа устраивается отдельно.

Главные враги попугаев ара - южноамериканская гарпия (крупная хищная птица из семейства ястребиных) и люди. Из-за хозяйственной деятельности влажные тропические высокоствольные леса, вне которых ара обречены на вымирание, исчезают с угрожающей скоростью.

Общаться с ручным ара - удовольствие

Способности к звукоподражанию у ара скромные. Хороших "говорунов" среди них мало. Каждый такой попугай - индивидуальность. Один - пуглив и недоверчив, другой - спокоен и общителен, третий - излишне эмоционален, четвертый - ревнив. Часто, полюбив кого-нибудь одного из членов семьи, ара терпеть не может других домашних и всячески демонстрирует это. Исправлять такие недостатки характера нелегко.

Молодые ара приручаются легче и обучаются лучше взрослых. Все ручные ара - эгоцентристы, требующие постоянного внимания и заботы. При грубом обращении они становятся злыми, а подчас даже опасными.

И все же общаться с ручной птицей очень приятно. Особенно, когда она забирается на протянутую вами руку, потом на плечо и огромным клювом начинает перебирать волосы на голове, порой нежно прихватывая за ухо. Попугай идет к человеку охотно, но не ко всякому: по-своему разбирается в людях. Не любит резких движений и криков.

Ара блаженствует, когда его щекочут и гладят по щечкам. Ручного попугая можно баюкать на руках, словно младенца, и он ведет себя совершенно смирно.

Интеллект этих птиц высок и сравним с умственными способностями кошек и мелких собак. Ручных ара можно научить приносить тапочки, держать в лапе ложку и есть из нее, играть в мяч, в прятки, возить игрушечную тележку, лазать по вертикальному шесту, притворяться мертвым, поднимать за веревочку флаг и даже кататься на велосипеде и роликовых коньках, сделанных специально для попугая.

Другие статьи из рубрики «О братьях наших меньших. Зооуголок на дому»