СЕРДЦЕ ИЗ КОСТЕЙ

В материалах рубрики использованы материалы следующих изданий: "Economist" и "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft", "Max Planck Forschung", "PM Magazin" и "VDI-Nachrichten" (Германия), "Discover" (США), "Зa m'interesse", "Recherche" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

Стволовая клетка костного мозга, превращенная в сердечную, помещена на стеклянную пластинку с электродами, позволяющими записать ее электрическую активность.
Культура эмбриональных стволовых клеток.

Бывшему бизнесмену англичанину Иану Розенбергу оставалось жить несколько месяцев. Сейчас ему 68 лет, а 25 лет назад он перенес массивный инфаркт. С тех пор его состояние медленно, но неуклонно ухудшалось, хотя он ежедневно поглощал пригоршню разных таблеток. К июлю 2004 года Розенберг не мог подняться по лестнице на две ступеньки. Когда он отправился в Германию, во Франкфурт-на-Майне, чтобы испытать на себе новый способ лечения, от автомобиля к самолету его подвезли в инвалидном кресле.

Немецкие врачи спасли Розенберга, взяв из его костного мозга стволовые клетки и введя их шприцем в сосуд, питающий кровью сердце. Через несколько месяцев он вернулся к игре в гольф, а через год после курса лечения слетал туристом в Венецию, причем бодро взбегал по всем попадающимся на пути лестницам. Об этом медицинском случае рассказал английский журнал "Нью Сайентист".

Со стволовыми клетками многие связывают будущее медицины. В отличие от подавляющего большинства клеток тела, специализированных для той или иной работы, например в качестве клетки кожи, мышц или легких, стволовые клетки могут превратиться в любую другую клетку тела. Эмбрион вскоре после оплодотворения яйцеклетки представляет собой шарик из одних стволовых клеток, а по мере его развития они специализируются в разные типы клеток и теряют свой стволовой статус.

Костный мозг - собрание стволовых клеток, которые в норме порождают клетки крови и иммунной системы. Но в небольших количествах их находят и в других органах тела; это позволяет предполагать, что клетки костного мозга могут выполнять ремонтную функцию, превращаясь в другие типы клеток и заменяя собой погибшие или пострадавшие "родные" клетки органа.

В 2000 году группа американских медиков, вызвав у мышей инфаркт, попробовала лечить его введением в сердечную мышцу клеток костного мозга. Отмершая из-за прекращения кровоснабжения область сердца восстановилась на 68 процентов. Микроскопическое исследование показало, что клетки костного мозга превратились в кровеносные сосуды и мышечные клетки сердца.

Не дожидаясь подтверждения результата на более крупных млекопитающих, три группы немецких врачей начали пробовать новый метод на людях. В одном из исследований у 40 пациентов, получивших инъекции, работоспособность сердца возросла в среднем на 8,5 процента. Кажется, немного, но эта прибавка может означать разницу между жизнью и смертью. Самый крупный опыт такого рода проводится сейчас во Франкфурте, в нем участвуют 200 пациентов. Планируются такие же эксперименты в Англии, Польше, Италии и Испании.

Одно из важных препятствий на пути исследователей - трудности с финансированием. Обычно медицинская наука поддерживается крупными фармацевтическими фирмами, но в данном случае они не заинтересованы, так как речь не идет о каких-то новых химических препаратах, а запатентовать в качестве лекарства клетки костного мозга невозможно.

Имеется и другое препятствие. В США, где к экспериментальным методам в медицине относятся с большой осторожностью, такие опыты пока запрещены, и не без основания: стволовые клетки человека еще мало изучены. Теоретически возможно, что клетки костного мозга, введенные в сердечную мышцу, превратятся в какие-то другие ткани, например в кость, кожу или даже в опухоль. Если они, как им положено, превратятся в клетки иммунной системы, в сердце может усилиться воспаление, уже существующее после инфаркта. Пока таких побочных эффектов не наблюдалось, но кто знает, как долго они развиваются.

Более того, в 2004 году две независимые группы исследователей пытались повторить американские опыты с мышами и не нашли доказательств того, что клетки костного мозга могут превращаться в мышцы и сосуды.

В таком случае, почему был достигнут успех в немецкой клинике? Возможно, говорят критики, введенные в сердце клетки костного мозга выделяют какие-то вещества, способствующие прорастанию кровеносных сосудов, отчего улучшается кровоснабжение сердца. Не исключен даже чисто механический эффект от раздражения сердца иглой шприца. Для снятия сомнений нужен контрольный эксперимент, при котором в сердце вводился бы, например, физиологический раствор.

Возможны и другие источники стволовых клеток. Долгое время считалось, что мышечные клетки сердца не восстанавливаются, но в последние годы стало ясно, что некоторые из них похожи по своим свойствам на стволовые и обладают определенной способностью к регенерации. По мнению специалистов, удастся найти способы стимулировать эту способность.

Другой вариант - использовать клетки раннего человеческого эмбриона. Но тут возникает много сомнений этического свойства, и в большинстве стран такие эксперименты не разрешены.

Медики стоят перед трудным выбором. Знать, что есть способ лечения, с большой вероятностью помогающий тяжело больным людям, и не использовать его морально тяжело. Но поспешить с широким применением стволовых клеток, не зная всех опасностей, подстерегающих на этом пути, тоже невозможно.

Тем временем Иан Розенберг, благодарный за исцеление, создал Фонд сердечных клеток и намерен собирать в него пожертвования на развитие аналогичной терапии в Англии.