ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

В современном автомобилестроении существует устойчивая тенденция увеличения единичной мощности машин. Она касается в первую очередь карьерных самосвалов и магистральных грузовиков. Но современные двигатели должны быть не только мощными, но и иметь чистый выхлоп.

Конструкторы и технологи Ярославского моторного завода, участвовавшие в выставке "МIМS 2005", разработали семейство дизельных двигателей, оснащенных системой электронного управления впрыском топлива, благодаря чему их выхлоп удовлетворяет жестким экологическим стандартам Euro-3. Шестицилиндровые двигатели мощностью 243 кВт (330 л. с.) предназначены как для грузовых автомобилей, так и для городских автобусов. Восьмицилиндровыми двигателями (фото 1) мощностью 345 кВт (470 л. с.) оснащают самые грузоподъемные МАЗы, КРАЗы, "Уралы", в том числе седельный тягач "Урал-6464" (см. фото), также представленный на выставке и признанный лучшим грузовиком - не в последнюю очередь благодаря современному дизайну.

Двигатель проявляет все свои достоинства, только если на автомобиле установлена соответствующая трансмиссия. Моторостроители освоили выпуск собственных коробок передач (КПП) и комплектуют ими свои двигатели. Например, коробка ЯМЗ-330 (фото 2) имеет 14 передач переднего хода. Большое число ступеней на коробках передач магистральных грузовиков необходимо потому, что мощные дизельные двигатели работают в оптимальном режиме с малым относительным расходом топлива лишь в узком диапазоне частот вращения (у ярославских двигателей - в области 1200 об/мин). Если регулировать скорость автомобиля только с помощью педали газа, то напрасно будут сжигаться десятки литров топлива. С помощью новых коробок передач можно, практически не меняя частоту вращения двигателя, выбрать скорость, подходящую и для напряженного цикла движения, и для движения на подъем, и при обгоне. Кроме того, ярославские КПП обеспечивают вспомогательный отбор мощности для привода, в частности гидравлической системы.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее