Новые крылатые металлы

Кандидат технических наук Владислав Антипов.

Самые смелые замыслы конструкторов напрямую связаны с наличием материалов, делающих реальным их воплощение. Но нередко фантастические идеи инженеров становятся толчком к созданию новых сплавов, пластмасс, композитов. Гигантский скачок конструкторской мысли произошёл при переходе от деревянных и полотняных авиационных конструкций к цельнометаллическим — а именно, алюминиевым. Алюминий и чуть позднее титан надолго стали самыми распространёнными «крылатыми» материалами.

И хотя появление и активное развитие полимерных композиционных материалов несколько потеснило позиции лёгких сплавов, алюминий и титан продолжают играть ключевую роль в гражданской и военной авиации.

Алюминий

В середине XX века академик Иосиф Наумович Фридляндер показал, что введение в алюминий лития понижает плотность сплавов и повышает модуль упругости.

Работы над сплавами Al-Li развернулись очень активно. Добавление в сплав некоторого количества меди позволило создать материал с хорошей свариваемостью и коррозионной стойкостью. Так появились современные алюминий-литиевые высокопрочные сплавы В-1461 и В-1469 на базе системы Al-Cu-Li. Они найдут применение в гражданских самолётах SSJ-NG и МС-21...

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее