Ганнибал и Пушкины в Вильнюсе

Сергей Смирнов, художник-реставратор высшей категории, Государственный эрмитаж (Санкт-Петербург). Фото автора.

Раз в три года в столицу одной из прибалтийских республик съезжаются специалисты обменяться опытом по сохранению культурного наследия. В самом начале мая 2011 года в Вильнюсе состоялась очередная конференция, на которой собрались коллеги из стран Прибалтики, а также из Румынии, Италии, Испании и даже из Индии. Честь выступить на конференции с докладом была предоставлена и мне.

Герб Ганнибалов.
Памятник (и его деталь) А. П. Ганнибалу и его великому правнуку А. С. Пушкину.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Церковь Святой Параскевы Пятницы, в которой крестили Ганнибала и венчался сын поэта, Григорий Александрович Пушкин.
Дети Пушкина — рисунок из альбома Н. Н. Пушкиной.
Портрет юного Григория Пушкина из альбома Н. Н. Пушкиной.
Фотография семьи Григория Александровича Пушкина. Первые годы ХХ века.
Часовня Святой Варвары и могила супругов Пушкиных на семейном кладбище Маркучай.
Наука и жизнь // Иллюстрации

Меня встретили друзья, которых я не видел более двадцати лет. На нетерпеливый вопрос: «Что нового в Вильнюсе?» — был ответный: «А вы видели руки?» Долго я не мог понять, о чём речь, пока в один из дней, когда был немного свободнее, наконец, не увидел памятник в виде двух больших бронзовых поднятых кверху рук. На ладони правой руки изображён профиль Ганнибала, а на левой — профиль его правнука, юного Александра Пушкина. Автор памятника — литовский скульптор Витаутас Наливайка.

«Мы открываем первый в мире памятник, с которого в глаза друг другу смотрят два великих сына России — прадед и правнук, выдающийся Арап и гениальный Поэт», — прозвучало на открытии памятника.

В центре старого Вильнюса находится небольшая красивая церковь, окружённая уютным садом. В глубине сада и установлен памятник. Он символизирует сплетение двух великих родовых ветвей — Ганнибала, сподвижника Петра I, и Александра Пушкина, великого поэта, древние предки которого были ещё соратниками Александра Невского.

Рядом на бронзовой табличке высечены слова:

«Церковь Св. Параскевы в Вильне (совр. Вильнюс). Легенда гласит, что церковь Св. Параскевы Пятницы построена на месте святилища языческого бога Рагутиса в 1345 г. Она сгорела, и в конце XVI в. на этом месте отстроена каменная церковь. В 1705 и 1708 гг. царь Пётр I посещал отреставрированную церковь и оказал ей особую честь: подарил отобранные у побеждённых шведов знамёна. Существует также предание, что Пётр I крестил здесь прадеда Александра Пушкина Ганнибала. В XIX в. церковь разрушилась, а в 1864 г. её восстановил и перестроил в неовизантийском стиле русский архитектор Н. Чагин».

Ибрагим, восьмилетний мальчик, младший сын владетельного князя, был с другими знатными юношами отправлен из Эфиопии в Константинополь в качестве заложника после кровопролитной войны с Турцией. В 1696 году его поместили в сераль, откуда в 1705 или 1706 году посол Савва Рагузинский «тайным и отнюдь не безопасным способом» (слова Пушкина) переправил его в Москву в подарок Петру I. Царь любил всякие редкости и курьёзы. Он держал и прежде «арапов».

Ибрагим принял православие. Восприемниками его были российский царь Пётр Алексеевич, давший крестнику отчество, и польская королева Эбергардина Бранденбург-Байрейтская, супруга Августа II.

В церковных документах мальчик записан как Пётр Петрович Петров, но он не желал называться новым именем. Царь, видя упорство крестника, разрешил ему впредь подписываться в документах Абрамом (или Ибрагимом) Петровичем.

Много позже, когда в 1742 году Абрам Петрович был назначен Ревельским (Таллинским) комендантом и купил в Эстонии имение Карьякюла, он взял себе фамилию Ганнибал и герб-эмблему с африканским слоном. Фамилия Ганнибал принадлежит нетитулованному дворянскому роду. Гербы-эмблемы были в обычае у неродовитых дворян, не имевших фамильного герба. Сохранился акварельный рисунок герба Ганнибалов. На нём изображён слон, несущий на подушке княжескую корону (то же изображение было выбито и на печати). Слон указывал на африканское происхождение обладателей герба, а корона — на то, что их предки были князьями.

В 1709 году Ибрагим участвовал в Полтавском сражении, а через несколько лет Пётр послал его во Францию учиться. Изучив военное искусство, артиллерийское и инженерное дело, латынь и французский язык, молодой специалист вернулся в Россию. В 1723 году его определили в Преображенский полк инженер-поручиком бомбардирской роты, капитаном которой был сам царь.

В начале 1731 года Ибрагим Петрович женился в Петербурге на Регине Кристине Шёберг, от которой имел одиннадцать детей. Один из сыновей, Осип, стал отцом Надежды Осиповны Ганнибал, матери Александра Сергеевича Пушкина. Так от древа Ганнибала отпочковалась ветвь великого русского поэта.

Последние годы Ганнибал провёл в имении Суйда под Петербургом, где по распоряжению Екатерины II впервые в России начал выращивать картофель, распространившийся затем по всей стране.

Умер Ибрагим Петрович 25 мая 1781 года в своём имении, где и был похоронен.

Спустя почти 190 лет после крещения Ибрагима, в предместье Вильнюса (тогда Вильно) поселился его праправнук Григорий Александрович Пушкин (1835—1905). Но чуть раньше, 24 октября 1883 года, в том же храме, в котором крестили Ганнибала, Григорий Александрович Пушкин венчался с Варварой Мельниковой.

Как известно, у А. С. Пушкина родилось четверо детей. В шутку отец называл их по порядку рождения: «Сашка, Машка, Гришка и Наташка». Дети изображены на известном рисунке в альбоме Наталии Николаевны.

Спустя два дня после рождения третьего ребёнка, 16 мая 1835 года, Пушкин писал своей тёще, Н. И. Гончаровой: «Милостивая государыня матушка Наталия Ивановна, имею честь поздравить Вас со внуком Григорием и препоручить его Вашему Благорасположению». Имя мальчику дали в честь предка Пушкиных, боярина Григория Пушки, бывшего в ХV веке псковским воеводой. Через полтора года поэт погиб на дуэли, и воспитанием детей занималась Наталия Николаевна. Оба сына окончили Вторую Петербургскую гимназию. Открытая в 1805 году, эта гимназия работает до сих пор. Далее братья поступили и окончили Пажеский корпус (в нём сегодня Суворовское училище).

Григорий после тринадцати лет военной службы в чине подполковника вышел в отставку в 1865 году и поселился безвыездно в родовом имении — селе Михайловском. Здесь он прожил 30 лет, был первым хранителем и фактически создателем музея-усадьбы своего отца А. С. Пушкина в Святогорье. Григорий Александрович женился лишь сорока восьми лет от роду. На балу в Петербурге, в начале 1880 года, он познакомился с Варварой Алексеевной Мельниковой. Венчались они в 1883 году в Вильно (Вильнюс), в православной церкви Святой Параскевы Пятницы. Вскоре после свадьбы молодожёны уехали в Михайловское и жили там до 1899 года. Варвара Алексеевна стала активно помогать мужу сохранять Михайловское, могилу Пушкина, домик няни Арины Родионовны.

В канун 100-летнего юбилея А. С. Пушкина почитатели поэта обратились к его младшему сыну с предложением продать Михайловское государству «для сохранения его в памяти потомков». Решение Григорию Александровичу далось нелегко. Он уступил настойчивым просьбам. Сохранилось воспоминание, что, «прощаясь с фамильной усадьбой, поклонился на четыре стороны: дому, роще, саду и могиле отца. «Прощайте, милые мои, навсегда!»

Григорий Александрович и Варвара Алексеевна Пушкины уехали под Вильно, в имение Варвары Алексеевны — Маркучай. Здесь и провёл Григорий Александрович последние шесть лет своей жизни. Жена Григория Александровича пережила его на целых тридцать лет. В годы первой немецкой оккупации Варвара Алексеевна была в Петрограде, служила сестрой милосердия. Вернувшись в 1917 году, она застала имение разорённым: вырублено много леса, испорчен парк и сад, сожжено несколько дач, конюшня. Из дома пропали картины, книги, коллекция охотничьих трофеев Г. А. Пушкина и много ценных вещей.

До своей кончины в 1935 году Варвара Алексеевна заботилась о том, чтобы не угасла память о великом поэте. На территории своего имения основала небольшой музей-заповедник. В её завещании говорилось: «Дом в Маркучай не может отдаваться внаймы или в аренду, а всегда должен быть в таком состоянии, в каком находится теперь, при моей жизни, дабы в имении Маркучай сохранялась и была в попечении память отца моего мужа, великого Поэта, Александра Сергеевича Пушкина, и дабы равно центр имения Маркучай, как и находящийся в нём жилой дом, в доказательство его памяти, всегда служил лишь культурно-просветительским целям».

Ещё в 1903 году супруги Пушкины приступили к строительству часовни в парке имения Маркучай, но Григорий Александрович не дожил до окончания строительства. Надгробный памятник на могиле мужа проектировала сама Варвара Алексеевна. Сегодня это их общий памятник. Он стоит на высоком холме перед входом в часовню Святой Варвары.

Я посетил музей-заповедник Маркучай в старом парке. Прошёл по всем залам, присоединившись к экскурсии группы вильнюсских школьников. Потом вернулся к часовне и поклонился могиле сына великого поэта, Григория Александровича, и его жены Варвары Алексеевны Пушкиных.

Я убедился, что в Вильнюсе чтут память великих людей всех народов.

Другие статьи из рубрики «Отчизны славные сыны»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее