СПАСИТЕЛЬНАЯ ВАКЦИНА

Н. КРУПЕНИК.

Вакцину от птичьего гриппа, разработанную в Санкт-Петербургском НИИ гриппа РАМН, нынешней осенью начинают испытывать на волонтерах. Срочной разработкой вакцины занялись многие исследовательские лаборатории мира после того, как стало известно, что вирусы подтипа H5N1 из разных видов животных, попав в организм водоплавающих птиц, начинают активно обмениваться участками генома и превращаются в новую разновидность, способную преодолевать межвидовой барьер. Такие видоизмененные вирусы направляются из "резервуара" водоплавающих птиц к домашним, а в последнее время - к диким птицам, обитающим на суше, и к человеку.

Опытная партия вакцины на основе штамма вируса H5N1, разработанная в НИИ гриппа, может быть выпущена до конца 2005 года. Первыми, кого подвергнут вакцинации в России, станут представители группы риска - работники птицефабрик, инспекторы таможенных служб на Дальнем Востоке, ветеринары и инфекционисты лабораторий и служб эпидемиологического мониторинга.

В рамках программы по борьбе с птичьим гриппом в институте разработаны диагностикумы (специальные наборы биохимических реагентов для клинической лабораторной диагностики) из вируса гриппа А(Н5) для определения антител в сыворотке крови людей и изучения популяционного иммунитета. Эти комплекты будут использованы для выборочного контроля иммунитета работников птицеводческих хозяйств, а также для быстрой диагностики заболеваний в случае начала циркуляции вируса. Разработанные препараты уже зарегистрированы, прошли проверку в государственном НИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л. А. Тарасевича и рекомендованы к производству. Подготовлены и серии иммуноглобулинов для обнаружения вирусов Н5 в клинических материалах.