Дом для стерхов

Кандидат биологических наук Татьяна Кашенцева, заведующая питомником редких видов журавлей Окского заповедника.

Тридцать лет назад в питомнике Окского государственного природного биосферного заповедника из яиц, собранных в гнёздах диких птиц, появился на свет первый птенец стерха — белого журавля, популяция которого находится под угрозой исчезновения. Самочку назвали Юля. А двадцать лет назад воспитывать птенцов стали сотрудники заповедника в специальных костюмах. Детский сад для журавлят и по сей день продолжает свою работу в Окском заповеднике (главная усадьба его располагается в посёлке Брыкин Бор Рязанской области, на берегу реки Пра).

Фото Дмитрия Зыкова.
Фото Татьяны Жучковой.
Фото Татьяны Кашенцевой.
Татьяна Анатольевна Кашенцева демонстрирует муляж головы стерха. Фото Дмитрия Зыкова.
Первые полёты за мотодельтапланом. Фото Дмитрия Волгина.

В чём проблема?

Утверждение мудрых, что животные — это иные народы, становится понятным при близком знакомстве с журавлями. Занимая высшую ступень пищевой пирамиды и будучи самыми крупными из летающих птиц, они практически лишены естественных врагов. журавли ведут скрытный образ жизни, только пока обременены гнездом или маленькими рыжими птенцами. Но вот птенцы подросли, и болото всё чаще оглашается трубным журавлиным криком — пусть все знают, кто здесь хозяин. Голос журавлей оповещает всё болотное население и в первую очередь соплеменников, что участок занят и нарушителя границ хозяева сурово накажут за вторжение. Продолжительность жизни журавлей соизмерима с человеческой. Документально зафиксированы случаи журавлиного долгожительства — до 60 и даже 80 лет.

В журавлиной семье на свет появляется один или два птенца. Большего числа не прокормить, не сберечь, не вырастить. Сами же семьи сохраняются на долгие годы. Распадаются они лишь в случае гибели одного из партнёров или если у пары нет потомства. Недаром в культуре многих народов журавли — символ не только долголетия, но и супружеской верности.

Вылупившиеся птенцы, обсохнув, способны следовать за родителями. Они растут быстро, ведь за короткое лето надо успеть увеличить массу в 50 раз. Если непогода, бескормица или нездоровье помешают быстрому росту журавлёнка, шансов стать взрослым у него не останется. Особенность строения скелета журавлей такова, что молодые птицы, достигшие размеров взрослых, ещё не могут полноценно кормиться — клювы не успели вырасти и стать достаточно крепкими. Поэтому журавлиная молодёжь требует опеки родителей в течение осенней миграции и первой зимовки. Журавли, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах, — перелётные птицы. Взрослые показывают молодым путь миграции и место зимовки, куда новое поколение прилетит на следующий год самостоятельно. Миллионы лет жили журавлиные виды на планете, приспособились к суровым условиям обитания, к скудным кормам, к дальним сезонным перелётам. Выработали свой кодекс поведения: отшельники в гнездовое время становились общественниками в период предмиграционных скоплений и на зимовках. Журавли освоили все континенты, кроме Южной Америки и Антарктиды.

Несчастья для гордого журавлиного племени начались с разрастанием племени человеческого. Люди теснили первозданную природу, возводя города и деревни, строя заводы и дороги, выжигая леса, осушая и распахивая землю, истребляя диких животных. Современное «журавленчество» (по аналогии с человечеством) насчитывает 15 видов. Среди них половина (семь видов) находится на грани исчезновения. В свою очередь, четыре из этих семи (японский, или уссурийский; даурский, чёрный журавли и стерх) гнездятся в России, а стерх — нигде, кроме неё. Он — эндемик России.

Со второй половины ХХ века численность стерха катастрофически уменьшалась. Сейчас стерхи остались на двух разделённых тысячами километров территориях: в Якутии гнездятся стерхи восточной популяции, на севере Западной Сибири — западной. Последнюю открыли и описали лишь в 1981 году.

Американские и канадские орнитологи первыми осознали угрозу потери белого американского журавля. Именно их усилиями проведены исследования и выработаны методы восстановления природной численности, не превышавшей в 40-х годах прошлого столетия 15 особей.

Как это начиналось?

В 1973 году два друга — выпускники Корнуэльского университета Джордж Арчибальд и Рональд Сови создали в штате Висконсин Международный фонд охраны журавлей (МФОЖ). Они же обратились к Советскому правительству и природоохранной общественности с предложением изучить и сохранить белого сибирского журавля — стерха. Известный российский зоолог В. Е. Флинт возглавил работы по журавлям в Советском Союзе.

Содержание журавлей в вольерах в те годы освоили очень немногие зоопарки мира, а похвастаться тем, что журавли у них плодятся и размножаются, могли лишь единицы. Редких видов журавлей в зоопарках Советского Союза почти не было. Для сбережения генофонда вымирающих птиц организовали специализированный питомник на базе Окского заповедника. В этом заповеднике уже действовал Питомник чистокровных зубров, а среди специалистов имелся мощный штат орнитологов. Кроме того, руководитель заповедника — директор С. Г. Приклонский сам проявил живой интерес к новому делу.

Перед организованным в 1979 году Питомником редких видов журавлей и его первым заведующим В. Г. Панченко стояла сложная задача: создать условия для нормальной жизни журавлей в неволе, чтобы птицы не только хорошо себя чувствовали, но и приносили потомство.

Формирование коллекции журавлей шло постепенно. Отдельные особи поступали из природы, других присылали из центров разведения. Так же действовали и американские коллеги, создававшие искусственную популяцию американского журавля. Но только что вылупившиеся птенцы отличались повышенной агрессивностью. Существовала большая вероятность того, что из птенцов, вылупившихся в одном гнезде, выживет только сильнейший. Поэтому сотрудники стали изымать одно из двух яиц кладки. Второе яйцо, естественно, отправляли в инкубатор или подкладывали другим птицам.

В общей сложности из природы поступило 43 яйца стерха — они и стали основой искусственной популяции в нескольких центрах разведения (МФОЖ, орнитопарк Вальсроде в Германии, Питомник в Окском заповеднике). Так было положено начало искусственной популяции. Этих журавлят распределили не только в разные центры разведения, но и в разные страны. У такого пути сохранения генофонда есть несколько положительных моментов: гарантия, что часть поголовья при эпизоотиях и других катастрофических ситуациях сохранится. Кроме того, в разных местах существуют разные условия и различные подходы к решению проблемы разведения, развиваются свои методы и технологии. Ну и, конечно, расширяется число специалистов.

Как мы это делаем?

Самый ответственный момент в разведении журавлей — объединение в пары. Все виды журавлей — моногамы. Однако далеко не каждый самец и самка могут составить супружескую пару. Птицы должны понравиться друг другу. Как они проявляют симпатию? С годами стало ясно, что главный показатель любви журавлей друг к другу — синхронизация их поведения, а самый важный момент такого поведения — совместный, так называемый унисональный крик.

Формирование первых пар стерхов шло трудно, поскольку все они были воспитаны людьми. Птенцы не знали других родителей, кроме воспитателей, и запомнили человека как потенциального супруга. Это явление называется импринтингом. Ручные самцы с наступлением половой зрелости становились агрессивными и прогоняли сотрудников со своей территории как соперников. Если удавалось объединить импринтированных самцов стерхов с самками, они не спаривались. Для получения потомства от этих пар до сих пор используют искусственное осеменение.

Импринтированные на человека самки тоже не хотели размножаться с самцами своего вида, а выбирали в партнёры кого-нибудь из персонала. При появлении объекта обожания самка начинала танцевать и строить гнездо. Причём её поведение было адресовано одному человеку, других сотрудников она атаковала. Для стимуляции размножения импринтированных на человека самок «объекту» приходилось проводить дополнительное время в вольере. Джордж Арчибальд в сезон размножения переносил рабочее место с компьютером в специальный домик возле вольер самок, где они подолгу могли видеть его, «заставляя» их таким образом размножаться. Зрительного контакта и присутствия в вольере было достаточно, чтобы взрослая самка начала откладывать яйца. В таких случаях также использовали искусственное осеменение.

У другого вида журавлей нет столь жёсткого импринтинга на человека, они не столь капризны в выборе партнёра. Например, первые пары японских и чёрных журавлей сложились быстро. Сложнее шло дело у даурских журавлей. У сложившихся пар часто возникали периоды ссор, когда самец начинал преследовать самку. Она пугалась, бросалась на сетчатую изгородь вольеры, повреждая себе клюв, крылья, ноги. Сотрудники, заметив семейную ссору, гасили её: птиц разъединяли в соседние вольеры, но так, чтобы они оставались в пределах видимости. Через некоторое время оба успокаивались, и их вновь объединяли. В природе подобные конфликты заканчивались бы менее драматично. Преследуемая птица имела возможность вовремя скрыться. В условиях вольерного содержания только внимание человека к поведению птиц компенсирует недостаток свободы.

Уже в 1981 году в питомнике получили потомство от первой молодой пары журавлей — канадских, доставленных из Вашингтонского зоопарка. Через год начали размножаться пары чёрных и японских журавлей, а с 1988 года — все семь российских видов.

Чтобы стимулировать раннее размножение стерхов, сотрудники прибегли к хитрости: «увеличили» длину светового дня (искусственное освещение). Как известно, продолжительность светового дня влияет на регуляцию этапов годового цикла птиц. Для стерха, жителя северных широт, продолжительность светлого времени суток в местах гнездования летом составляет около 22 часов.

Метод искусственного осеменения тоже не так прост, он требует аккуратности, внимания и терпения, как, впрочем, и вся работа с птицами. И всё же благодаря искусственному осеменению удалось получить 335 яиц пяти видов журавлей. В качестве эксперимента тем же методом получили девять гибридных особей (две стершино-канадских, шесть стершино-даурских и одну стершино-серую).

Кладка журавлей составляет одно-два яйца. Если первую кладку забрать, самка отложит следующую. Таким методом можно получить более 10 яиц от одной птицы за сезон. Однако в этом случае необходимо следить за тем, чтобы самка не истощилась, что скажется на жизнеспособности нового поколения. Многолетний опыт показал, что при хорошем состоянии здоровья самки от неё можно получать две-три полноценные кладки.

Первый из апробированных способов инкубации яиц журавлей в питомнике — искусственная инкубация, для чего свежие яйца после дезинфекции помещали в инкубаторы. Но птенцы из инкубаторов уступали своим собратьям, которых высиживали журавли. Причина — нарушение теплового и гидрорежима из-за банального отключения электричества. В последние годы наиболее ценные яйца стерхов подкладывают под журавлей как своего, так и других видов.

Поскольку первые птенцы в питомнике вылупились из привезённых яиц, сотрудники заменяли им родителей: кормили, поили, водили гулять, следили за их чистотой.

Но когда стало ясно, что и для выпуска в природу, и для размножения в искусственных условиях нужны стерхи, импринтированные на свой вид, сотрудникам пришлось «превратиться» в журавлей, чтобы птенцы не только не видели человека, но и не слышали его голоса. Для работы с птенцами персонал переодевался в белые костюмы, скрывавшие очертания фигуры и лицо человека. Для кормления изготовили муляжи, точно имитирующие голову стерха. Для аудиоконтакта применяли портативные магнитофоны с записями гнездовых криков взрослых стерхов. Этот метод успешно используют и по сей день.

Последним стали применять родительский метод выращивания птенцов, поскольку при повышенной агрессивности журавлей в сезон размножения он обещал быть самым опасным как для птенцов и взрослых птиц, так и для обслуживающего персонала. Однако при соблюдении выработанных в процессе работы правил травматизм свели к минимуму. Зато птенцы под опекой родителей вырастали более здоровыми и сильными, дикими и ориентированными на свой вид. Все качества такого поголовья наиболее соответствовали критериям, предъявляемым к животным для выпуска в природу. Недостаток метода состоит в небольшом количестве молодых птиц, то есть ограниченном числе размножающихся пар.

Сейчас можно уверенно говорить о том, что методы и способы воспроизводства журавлей в искусственных условиях достаточно хорошо отработаны. Существуют чёткие рекомендации по содержанию, кормлению, уходу за птицами. Надо сказать, что разведение таких интеллектуальных птиц, как журавли, не только наука, но и искусство, требующее духовных усилий людей, работающих с птицами. Чтобы добиться успехов, нужно любить и чувствовать их. Никакие самые подробные инструкции не заменят чуткости в отношении к питомцам и понимания их поведения.

Кто будет последним?

Одну из обнаруженных на Ямале пар стерхов называли «буровая», потому что рядом с болотом располагались остатки старой буровой установки. Из года в год птицы, великолепие которых запечатлел оператор Эдуард Назаров в фильме «Операция “Стерх”», прилетали на родное болото в пойму реки Куноват. Двадцать лет за парой наблюдали, изучали, организовывали заказник для их охраны, пытались выращивать и выпускать в родные места стершат на их болоте. Работу проделали огромную. Но в 2002 году журавли не прилетели на свою зимовку в индийский национальный парк «Кеоладео», куда съезжались толпы туристов, чтобы полюбоваться на редких птиц. Как выяснилось позже, стерхов убили в Афганистане. Факт может показаться фантастичным, но даже был найден человек, стрелявший в журавлей. Однако убитых птиц не вернуть ни увещеваниями, ни большим штрафом, ни даже угрозой тюремного заключения «добытчика». «Буровая» пара, которой дали имена: крупному самцу — Гора, или Горыныч, и изящной самке — Ручей, оказалась последней из известных гнездившихся пар в Западной Сибири. В прошлом году лишь один стерх западной популяции прилетел на зимовку в Иран.

Восточная популяция стерха, зимующая на озере Поянху в Китае, оценивается всего в три тысячи птиц. Чтобы представить себе ничтожность этого количества, достаточно вспомнить, что население одного многоэтажного дома в Москве может значительно превышать эту цифру.

Как вернуть стерхов в природу?

Что за вопрос? Вырастить и выпустить! Если бы это было так просто… Ведь надо не только вырастить стерхов, которые могли бы кормиться в естественных условиях, знать свой вид, бояться природных врагов и человека, но и показать им путь миграции и безопасную зимовку.

Работы по реинтродукции (возвращению) стерха в Западной Сибири, численность которого составляет около 20 птиц, начаты с 1991 года, но выпускают их в природу до сих пор в качестве эксперимента. И пока ещё не получено ни одного документального подтверждения, что выпущенные стерхи выжили в природе.

Чтобы птенцы выросли в том месте, куда впоследствии должны вернуться с зимовки, яйца стерхов привезли из МФОЖ и Вальсроде на место выпуска стерхов в бассейне реки Куноват. Вырастить журавлят в полевых условиях оказалось делом очень трудоёмким, но возможным. Пуховиков приходилось обогревать до месячного возраста, как это делают родители. Ведь ночи на широте полярного круга холодные, поэтому малышей окружали грелками сотрудники, меняя воду по мере остывания, для чего приходилось поддерживать костёр всю ночь. В таких условиях птенцы всё равно не видели белых полярных ночей. И сотрудники пришли к выводу: лучше перевозить в места выпуска уже подращённых в питомнике птенцов.

Каждый птенец требовал отдельной вольеры и своего воспитателя, потому что первые месяц-полтора своей жизни они агрессивны друг к другу. Двух стершат нельзя оставить вместе ни на минуту. Даже те, которых разделили прозрачным стеклом или сетчатой перегородкой, всё время бросались друг на друга. Не только прогулка, но и корм не всегда могли отвлечь их.

Режим дня изолированных птенцов был такой же, что и для ручных: шестиразовое кормление каждые три часа, начиная с шести часов утра. Корм готовили натуральный: свежая речная рыба, варёные яйца, творог, мясо, насекомые, ягоды, проращённое зерно пшеницы. Постепенно в рацион вводили сухой гранулированный комбикорм. Два раза в день птенцов выводили на прогулку в пойменный лес, где обучали добывать пищу. После угасания агрессивности стершат объединяли в группы для совместных прогулок и переводили в одну вольеру.

В случае ручного выращивания люди не маскировались и не молчали с птенцами. С ними разговаривали, «крукали», вызывая из вольеры на прогулку к реке, не избегали встреч с ребятнёй и туристами. Наоборот, птенцов показывали и объясняли, для чего их растят в питомнике.

При изолированном выращивании люди переодевались и появлялись на глаза птенцам только в белых костюмах с закрытыми чёрными сетками лицами. Кормили птенцов с помощью макета головы стерха, водили на прогулки только в безлюдное место, где не было опасности услышать человеческую речь. Подросшие птенцы первыми замечали чужака, потому что воспитателю с закрытой капюшоном костюма головой трудно держать во внимании что-либо, кроме самого птенца. Однако выросшие в изоляции стерхи не сильно боялись людей. Видимо, белые костюмы и сетки на лицах маскировали, но не скрывали полностью истинной природы воспитателей.

После того как не стало «буровой» пары, сотрудники потеряли надежду присоединить птенцов, выращенных костюмным методом, к диким стерхам. Молодых птиц выпускали в местах обитания вида во время гнездования, миграционных остановок и на зимовках. Серые журавли или лебеди уводили наших «выпускников» на зимовки. Но куда? Вопрос остаётся открытым. Возможно, они ещё живы, затерялись от глаза человеческого на бескрайних просторах Сибири.

Так или иначе, надо было продолжать поиски путей возвращения стерхов в природу. Опять помог опыт американских коллег. Вот уже более 10 лет на североамериканском континенте успешно работает проект «Операция ″Миграция″». Его суть состоит в том, чтобы показать птенцам, выращенным костюмным методом, путь миграции с помощью сверхлёгкой авиации. С самого рождения птенцы слышат гул мотора мотодельтаплана, воспитываются в непосредственной близости от него. И когда костюмный «родитель» садится за руль дельтаплана, естественное желание птенцов — следовать за ним. Сначала пешком и бегом, позже — с помощью выросших крыльев. Стартовать надо с потенциальных мест гнездования молодых журавлей. Американские «выпускники» самостоятельно возвращаются в национальный парк, из которого начинали моторизованную миграцию. Уже многие из них создали семьи и гнездились.

В 2002 году в России впервые попытались осуществить миграцию с участием итальянского спортсмена Анжело Д’Ариго. Однако его летательный аппарат не выдержал испытания сибирским климатом. Поэтому в 2006 и 2008 годах опыт повторили с мотодельтапланами. Птенцы и дельтапланы справились с очередной задачей — научились летать вместе. Следующим шагом должна стать совместная миграция, подготовкой которой занимаются учёные Всероссийского института охраны природы совместно с Окским заповедником.

Другие статьи из рубрики «Красная книга»