ФИРМЕННЫЙ АВТОСЕРВИС -ПУТЬ ДЛИНОЮ В 35 ЛЕТ

По материалам юбилейного издания "30 лет фирменному автосервису АО "АВТОВАЗ".

Фирменному автосервису АО "АВТОВАЗ" исполнилось 30 лет. Без всякого преувеличения можно сказать, что эта дата знаменательна не только для Волжского автомобильного завода, который, единственный из всех автомобилестроительных предприятий страны, создал уникальную систему технического обслуживания и ремонта автомобилей, но и для многомиллионной армии автолюбителей.

Путь к покупателю любой машины, выпущенной на "АВТОВАЗе", начинается с предпродажной подготовки на фирменных вазовских станциях сервиса.
Централизованные склады запасных частей и комплектующих впервые были созданы на ВАЗе.
С начала работы системы фирменного техобслуживания большое внимание уделяется подготовке кадров и использованию самого современного оборудования для диагностики и ремонта.
Одна из первых станций техобслуживания, построенная в подмосковной Яхроме.
Благодаря гибкой системе планировки технологических помещений на станциях, построенных четверть века назад, ремонтируют современные машины.
Типовые станции техобслуживания, изготовленные в Польше, можно встретить на всей территории России, СНГ и в тех странах, куда экспортируются "Жигули".
Четко отлаженный механизм связи "завод - потребитель" позволяет оперативно решать все проблемы, возникающие у владельцев продукции Волжского автомобильного завода.
Для регулировки углов установки колес на машинах ВАЗ используются лазерные технологии.
На любой фирменной станции автомобили ВАЗ обслуживают высококвалифицированные специалисты.

Не погрешив сильно против истины, всю историю автомобилестроения в нашей стране можно разделить на две эпохи: до Волжского автомобильного завода и с Волжским автомобильным заводом. Что же касается фирменного автосервиса, то до появления ВАЗа такого понятия у нас, по сути, не существовало. По статистическим данным, в 1966 году в СССР выпускали всего около 150 тысяч легковых автомобилей в год, а на немногочисленных станциях технического обслуживания работали немногим более 2000 человек. 1966 год взят неслучайно. Именно в этом году Министерство внешней торговли СССР заключило с итальянской фирмой "ФИАТ" соглашение о сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР. Для сравнения в это же время в Германии производили около 6000 машин в сутки, а количество сотрудников фирменных станций технического обслуживания доходило до четверти от общей численности занятых в автомобильной промышленности.

Действовавшие на тот момент станции технического обслуживания в основном работали с автомобилями государственных предприятий и "частника" принимали в последнюю очередь. В результате практически каждый автолюбитель был сам себе и диагностом и слесарем-ремонтником.

С самого начала строительства руководители ВАЗа поставили перед собой цель выпустить автомобиль, отвечающий мировым стандартам с точки зрения дизайна, конструкции, технологий, безопасности, экологической чистоты. Но этого мало. Он должен быть удобен в эксплуатации, чтобы облегчить жизнь своему хозяину, а не создавать новые заботы. Завод еще не был пущен, а в прессе уже появились сообщения, что ВАЗ обеспечит всех владельцев "Жигулей" гарантийным обслуживанием. Причем, как отмечали тогдашние газеты, ВАЗ сам предлагает новые правила игры: завод берет на себя полную ответственность за судьбу автомобиля на всех этапах его эксплуатации на основе создания сети фирменных предприятий по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Участники переговоров с фирмой "ФИАТ" вспоминают, что итальянцы изо всех сил старались получить контракт не только на разработку автомобиля и завода, но и на создание сервисной сети. Переписка сторон и обсуждение вариантов продолжались более года и закончились лишь в начале сентября 1969-го. А уже 25 сентября того же года генеральный директор ВАЗа В. Н. Поляков подписал приказ № 146 об организации отдела технического обслуживания легковых автомобилей, первые из которых сойдут с конвейера только 19 апреля 1970 года. Начальником отдела был назначен Б. П. Калинин.

Несмотря на гигантский объем работ, связанных со строительством ВАЗа, руководство завода одной из главных задач считало развитие фирменного автосервиса: сотни тысяч автовладельцев должны были получить не только автомобиль, отвечающий мировым стандартам, но и услуги по его обслуживанию, доступные в любой точке огромной страны. Первый директор ВАЗа В. Н. Поляков основательно изучил систему фирменного автосервиса в Италии, в других странах и был твердо убежден, что продажа, обслуживание, обеспечение запасными частями являются не самостоятельной системой, а завершающей стадией производства легкового автомобиля, что фирменный сервис - уникальный инструмент для ежедневного анализа качества автомобиля, повышения его надежности и конкурентоспособности.

На специалистов вновь созданного отдела легла не только задача создания центров и станций техобслуживания в различных регионах, но и разработка и организация производства специализированного инструмента и оснастки для зарождающегося сервиса и, конечно, обучение кадров. В 1970 году при заводе была создана учебно-производственная база по подготовке персонала, и первые 120 специалистов получили удостоверения на право гарантийного обслуживания автомобилей ВАЗ.

Насколько обоснованными оказались меры, предпринятые руководством завода, стало очевидно уже через несколько месяцев после пуска главного конвейера ВАЗа: для такого мощного потока автомобилей необходимо было создавать специализированные автоцентры, хорошо оснащенные инженерным и технологическим оборудованием, укомплектованные профессионально подготовленными кадрами, а это огромные материальные и финансовые затраты. В условиях социалистической плановости сделать это можно было, лишь подкрепив свои усилия решениями правительства страны. И такие документы появились.

8 июля 1971 года вышли в свет два постановления Совета Министров СССР: "О мерах по ускорению создания сети предприятий по техническому обслуживанию автомобилей и других транспортных средств, принадлежащих гражданам" и "О создании специализированных автоцентров Волжского автомобильного завода". Указывались и города, в которых они должны быть построены: столицы союзных республик, крупные областные центры и город Тольятти. Всего планировалось построить 33 спецавтоцентра (САЦ) мощностью по 50 постов. Фактически же к концу 80-х годов их введено в строй в три раза больше. Этого потребовала жизнь.

В 1971 году на ВАЗе создана служба по техническому обслуживанию и экспорту автомобилей с тремя основными управлениями - производственным управлением "АвтоВАЗтех обслуживание" (обслуживание автомобилей на территории СССР) во главе с Р. Д. Кислюком, управлением по экспорту и внешним связям (обслуживание автомобилей за рубежом), которое возглавил С. С. Борис, и управлением по обеспечению и во главе. В состав службы по техническому обслуживанию позднее вошло и управление капитального строительства предприятий фирменного автосервиса. Руководил всей системой строительства, организацией техобслуживания заместитель генерального директора ВАЗа В. А. Деханов.

В связи с тем, что главный конвейер завода уже работал почти на полную проектную мощность и существующая государственная система техобслуживания не справлялась с возросшими объемами, стало совершенно ясно, что ждать, когда плановые 33 центра будут построены, невозможно. Поэтому по инициативе руководства ВАЗа 23 июля 1971 года вышло распоряжение Совета Министров СССР "Об организации на Волжском автомобильном заводе 50 передвижных станций технического обслуживания". Под эти станции выделили 50 МАЗов и "Колхид". В каждый "караван" дополнительно входили микроавтобус УАЗ, базовый "жигуленок", ремонтный комплект запчастей и палатка. Вазовские ремонтные "летучки" с хорошо подготовленными специалистами разъехались по всей стране организовывать работу передвижных станций. К концу 1972 года их число возросло до 100.

Однако и этих передвижек было мало: поток автомобилей нарастал, география продаж расширялась. Поэтому параллельно со строительством автоцентров началось создание сети станций технического обслуживания в приспособленных помещениях. В 1975 году - к моменту открытия в Тольятти первого крупного автоцентра - в различных регионах страны было задействовано более 250 отдельных участков и пунктов по обслуживанию автомобилей ВАЗ.

Руководство строительством объектов технического обслуживания на начальной стадии было возложено на управление капитального строительства ВАЗа. Срочное задание получило и проектное управление завода. Его коллектив за четыре месяца разработал проект базового спецавтоцентра, отвечающего современным требованиям технологии, архитектуры, индустриализации строитель ства, техники безопасности и охраны окружающей среды. Такой автоцентр должен был продавать 5000 автомобилей в год, выполнять предпродажную подготовку и гарантийное обслуживание, реализовывать запасные части, ремонтировать 13 000 автомобилей в год.

При разработке архитектурно-строительной части учитывалось, что проект будет многократно применен в различных климатических зонах, что автоцентры будут подразделениями Волжского автозавода, поэтому в конструкции предусматривалась преемственность архитектуры административно-производственных корпусов, которые должны возводиться из типовых конструкций, примененных ранее при строительстве ВАЗа. Время интенсивного строительства и развития мощностей крупных спецавтоцентров приходится на 1975-1985 годы.

Перед фирменным автосервисом стояло несколько основных задач: продажа и предпродажная подготовка автомобилей, их обслуживание и ремонт в гарантийный период, обслуживание и ремонт после окончания срока гарантии. Для того чтобы приблизить эти услуги к автовладельцам, вокруг крупных центров начали создаваться сравнительно небольшие станции технического обслуживания. После разработки проекта автоцентра на 50 постов были разработаны проекты 30-постовых станций технического обслуживания (СТО), затем - 15-, 10- и 6-постовых станций. Эти работы не прошли незамеченными: надежные автомобили ВАЗ, обеспеченные сервисом, которого еще не знала наша страна, завоевали симпатии потребителя окончательно, и автомобиль ВАЗ стал поистине народным. Разрабатывая проекты технологических частей центров, проектировщики учитывали, что со временем гамма моделей, выпускаемых на заводе, расширится и потребуются существенные изменения технологии ремонта. Именно поэтому с самого начала были предусмотрены возможности гибкой планировки, дающие варианты перестановки оборудования и изменения технологической схемы ремонта. Правильность избранных решений подтвердила практика: в центрах, построенных более двадцати лет тому назад, при минимальной модернизации с успехом ремонтируются и "классические" модели "Жигулей", и переднеприводные модели, и "Нивы".

Для создания СТО привлекали самые разнообразные силы. Например, в 1973 году на ВДНХ был показан проект станции, разработанный в Польше. Автозавод заключил соглашение с польскими производителями, и в результате за несколько лет в нашу страну и во многие страны мира было поставлено около 600 станций, обеспеченных всем необходимым, вплоть до специнструмента, оснастки и даже телефонов.

Трудно переоценить роль фирменной системы и в деле повышения качества автомобиля. Отдел анализа дефектов "АвтоВАЗтехобслуживания" совместно со специалистами управлений контроля качества, главного конструктора, лабораторно-исследовательских работ и других подразделений завода провел огромную работу по созданию системы обратной связи "потребитель - завод", что, несомненно, способствовало повышению надежности и конкурентоспособности автомобилей ВАЗ.

Все, что делали специалисты "АвтоВАЗтехобслуживания", в таких масштабах осуществлялось в стране впервые: внедрение новой системы организации и оплаты труда, обучения кадров, учета и распределения запасных частей, технологий ремонта каждой конкретной модели, правил предпродажной подготовки и гарантийного ремонта. В результате всех усилий фирменный автосервис АО "АВТОВАЗ" в период расцвета имел более 1,5 тысячи предприятий техобслуживания, насчитываю щих около 10 тысяч постов и около 70 тысяч квалифицированных специалистов.

На создание фирменного автосервиса, так же как и на ВАЗ, работала вся страна, оборудование закупалось по всему миру, ведь сам завод, очевидно, не смог бы полностью построить и оснастить такое количество предприятий. Например, в приложении к постановлению Совета Министров СССР № 481 перечислено гаражное оборудование, которое нужно было закупить для снабжения сервисных станций: в Венгрии - стенды для проверки электрооборудования, монтажа и демонтажа шин, установки для смазки, заправки, мойки, нанесения антикоррозионного покрытия; в Польше - электромеханические подъемники, установки для слива отработанного масла; в Чехословакии - стенды для проверки тормозов; в ГДР - станки для балансировки колес …

В годы перестройки появилось множество альтернативных предприятий техобслуживания, из которых ряд СТО достаточно эффективно начал работать в рыночных условиях. С наиболее подготовленными из них, отвечающими требованиям завода, АВТОВАЗ заключает дилерские соглашения. Это значит, что еще сотни предприятий, работающих на имидж вазовских малолитражек, пополнят рынок автоуслуг, максимально приблизив их к клиенту территориально и сделав доступными по цене. Все это позволяет автомобилям ВАЗ выдерживать конкуренцию с иномарками.

И сегодня при всех переменах фирменный автосервис АО "АВТОВАЗ" остается единственным в стране, который предоставляет автовладельцам реальное исполнение гарантийных обязательств завода-изготовителя, услуги в широком ассортименте с гарантией качества выполненных работ буквально во всех уголках России, ближнего и дальнего зарубежья. Можете быть уверены: если вы в какой-либо стране увидели вазовский автомобиль, значит, его обязательно там обслужат, значит, туда поставляются запасные части и там есть специалисты по ремонту.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Автосалон»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее