Любовь с первого взгляда

Елена Кудрявцева. По материалам иностранной печати.

Сначала об этой скандальной истории шептались во дворцах. Потом о ней пели на городских площадях бродячие сказители. Наконец, веков через пять её записали — и с тех пор весь мир узнал о любви, внезапно вспыхнувшей между сыном царя Трои Парисом и женой царя Спарты Еленой и вызвавшей долгую войну между их государствами. Это древнейший из известных нам по литературе случаев любви с первого взгляда. Что думает современная наука об этом психологическом явлении?

Подобное — к подобному

Когда люди встречаются впервые, они прежде всего обращают внимание на лица друг друга. Именно черты лица определяют нашу уникальность.

Но что в лице конкретно такого, что может сделать его гипнотически привлекательным? Нос, два глаза, брови, губы — достаточно ли этого, чтобы мы захотели навсегда связать свою жизнь с их носителем? И если достаточно, то какими особенностями должны обладать эти черты лица?

Удивительно, что во многих любящих парах партнёры похожи друг на друга — таковы результаты нескольких исследований. Последние в этом ряду выполнены в университете Венесуэлы в 2004 году Лилианой Альварес и Клаусом Яффе. Они сфотографировали 36 случайно выбранных семейных пар, затем разрезали каждое фото на две части, перемешали половинки и попросили случайно отобранных добровольцев, рассмотрев снимки, «восстановить» семьи. Причём эксперимент проводился двойным слепым методом — ни лаборанты, обрабатывавшие результаты опыта, ни его участники не знали верных ответов. И оказалось, что испытуемые правильно собирали семейные пары вдвое чаще, чем если бы они тасовали половинки фотографий чисто случайно. Это относилось и к красивым, и к заурядным лицам. Даже когда из фотографий вырезали только глаза или только губы, испытуемые успешно находили похожих между собой людей, связанных семейными узами. Короче говоря, физическая схожесть оказалась важным фактором возникновения влюблённости и семьи.

В другом исследовании фотографии незнакомцев специально корректировались цифровым способом: их немного подгоняли так, чтобы черты лица или его овал сделались отчасти похожими на лица участников опыта. Последних, не подозревавших о цели эксперимента, просили выбрать из пачки фотографий лица, наиболее для них симпатичные. В большинстве случаев испытуемым нравились портреты, похожие на них самих.

Конечно, учёные учитывали тот факт, что многие пары, достаточно долго живущие вместе, постепенно приобретают одинаковую мимику, жесты, интонации, а отсюда и появляется сходство. И в исследованиях подтверждается, что с годами супруги становятся похожими. Но в других работах была обнаружена и удивительная схожесть молодых влюблённых, не успевших пожить семьёй.

Ещё одну поддержку теории «подобное тянется к подобному» дала английская портретистка Сьюзи Малин в книге «Любовь с первого взгляда» (кстати, вышел и русский перевод). Заинтригованная схожестью партнёров в некоторых «звёздных браках», например Элвиса и Присциллы Пресли, Брэда Питта и Анджелины Джоли, автор книги создала фотомонтажи, где слева половинка лица женщины, а справа — мужчины, и результат смотрится довольно убедительно.

Трагедия гадкого утёнка

В 1873 году британский натуралист Д. Сполдинг, наблюдая за только что вылупившимися цыплятами, заметил, что они начинали следовать за первым движущимся объектом, увиденным после появления на свет. Немецкий зоолог О. Хейнрот отметил такое же поведение у гусят и предположил, что первый взгляд гусёнка на гусыню оставляет в памяти неизгладимый след.

Эта «теория запечатления» подтверждена долгими годами наблюдений. Так, австрийский биолог К. Лоренц, изучая поведение уток и серых гусей, убедился, что след в памяти у них возникает быстро, вскоре после вылупления, и становится нестираемым. Лишённый возможности увидеть свою мать гусёнок примет за неё и человека, и неодушевлённый предмет, например красный мячик.

Это свойство птиц иногда используют, чтобы помочь им выжить. Птенцов редкого вида выводят в инкубаторе и в качестве «матери» представляют человека. Научившись везде следовать за ним, они в дальнейшем полетят за мотодельтапланом, на котором объект их привязанности поведёт их по пути миграции, присущему этому виду. Так уже не раз поступали с редкими видами гусей и журавлей (см. «Наука и жизнь» № 6, 1997 г. и № 6, 1998 г.).

Позже биологи нашли у птиц и область мозга, в которой запечатлевается родительский след. Это явление обнаружено и у мышей, и у морских свинок, коров, овец, зебр. Возможно, оно существует также у собак и обезьян.

Лоренц добавил к памяти образа родителей и теорию полового запечатления. Природа так устроила, что, входя в половозрелый возраст, животное подбирает партнёра, похожего на своего родителя. При нормальной ситуации это в порядке вещей. Но вот если в детстве животное не видело в своём окружении особей своего вида, то оно начинает искать совсем неподходящую пару. Печально, но подвергавшийся гонениям лебедёнок из сказки «Гадкий утёнок» Андерсена в реальности, став взрослым лебедем, искал бы себе не стаю лебедей, а уток, похожих на птицу, не любившую, но высидевшую его.

Впечатление навсегда

Недавние исследования подтверждают давно замеченное наблюдательными людьми: мы выбираем партнёра внешне похожего не только на нас, но и на нашего родителя противоположного пола, особенно это касается цвета волос и глаз. Последняя работа такого рода опубликована в 2008 году венгерскими психологами. Возраст родителей тоже влияет на наш выбор: девушки, рождённые немолодыми родителями, ищут мужчину с немолодым лицом, юноши, рождённые стареющей матерью, часто увлекаются женщинами старше себя.

Что ещё интереснее, девочки, удочерённые в возрасте от двух до восьми лет, очень любившие своих приёмных отцов, часто находят себе жениха, похожего на приёмного отца.

Вполне возможно, что персона, которая в детстве произвела на вас самое сильное визуальное впечатление, совсем того не ведая, предписала вам образ будущего избранника.

Похожие, но очень разные

Итак, внезапная влюблённость может объясняться подсознательным впечатлением от впервые встреченного человека как родственного, родного просто по его внешности. Но недавно генетики открыли дополнительный механизм, спрятанный в подсознании ещё глубже, — восприятие свойств важнейших генов, определяющих биологическую индивидуальность каждого из нас.

Эти три группы генов, называемые комплексом гистосовместимости, собраны у человека в шестой хромосоме. Они отвечают за иммунные свойства наших клеток и тканей, в том числе обеспечивают уничтожение проникших в организм микробов и вирусов, а также отторжение пересаженных чужих органов.

Бразильские генетики недавно показали, что наилучшие и самые прочные семейные пары образуют люди с наибольшими различиями в комплексе гистосовместимости. Кроме того, беременность протекает легче, если этот комплекс у матери и отца сильно различается. Учёные сравнили свойства генов гистосовместимости у 90 семейных и у 152 случайно выбранных контрольных пар. Оказалось, что гены гистосовместимости у семейных пар различаются значительно сильнее, чем в среднем среди населения. Выходит, что мы специально подбираем себе партнёра, сильно отличающегося по иммунным свойствам. Такая способность могла возникнуть в результате эволюции для того, чтобы потомство пары получало наиболее разнообразные гены иммунитета и было защищено от максимального количества разных возбудителей. Чем разнообразнее гены, полученные от родителей, тем здоровее ребёнок.

Но как же будущие партнёры узнают о степени различия их генов, не делают же они генетический анализ? Дело в том, что от этих «иммунных» генов зависит ещё и запах человека, нами вроде бы не воспринимаемый (но легко улавливаемый, например, собаками). Однако и люди его ощущают, но только на подсознательном уровне, и, как показали ещё в 1995 году шведские биологи, женщину чаще тянет к мужчине, запах которого сильно отличается от её собственного.

Так что для возникновения влюблённости важны не только сходства, но и различия.

Но все ли факторы может учесть строгая наука? Бывает, что людей словно бросает друг к другу: случаи Владимира Высоцкого и Марины Влади, Сергея Есенина и Айседоры Дункан… Как у Булгакова в «Мастере и Маргарите»: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!»

Должно быть, любовь навсегда останется загадкой. И это хорошо.

Другие статьи из рубрики «Коллекция сведений не слишком известных»

Пара, изображённая на картине «Американская готика» (художник Грант Вуд, 1930 г.), известной также под названием «Фермер из Айовы и его жена», может быть образцом сходства супругов. Правда, художник взял моделями ничем не связанных людей — свою сестру и знакомого зубного врача.