ДОЗАПРАВКА В ВОЗДУХЕ

Юрий ФРОЛОВ, биолог.

Наука и жизнь // Иллюстрации
На срезе через хоботок видно его строение. В центре — просвет, по которому поступает нектар.
Схема головы бабочки с сосательным хоботком. Нижние челюсти вытянуты в два желобка, тесно прилегающих друг к другу краями (жестянщик сказал бы — соединены фальцовкой), так что образуется длинная трубка из гибкого хитина.

Бражники — лучшие летуны среди бабочек. Скорость полёта достигает 90 км/ч, причём они могут много часов лететь без посадки. Эти бабочки теплолюбивы. Например, хоботник, или языкан обыкновенный, изображённый на снимке, распространён в Северной Африке, странах Средиземноморья, на Ближнем и Дальнем Востоке, в Крыму, на Кавказе, на юге Казахстана, по всему Китаю, встречается и севернее. За две недели он может пролететь около 3000 км. Хотя бражники относятся к ночным бабочкам, языкан активен преимущественно днём.

Один из самых крупных бражников — олеандровый — иногда залетает и далеко на север, в Прибалтику, Финляндию, Ленинградскую и даже Мурманскую область — наверное, не без помощи ветра. Для нормальной жизни и размножения этого южного вида желательно, чтобы круглый год температура не падала ниже 25 градусов Цельсия, а продолжительность дня составляла не более 14,5 часа, как, например, на Гавайских островах, куда олеандрового бражника в 1974 году завезли люди. За два года вид распространился по всей цепочке этих островов, а длина её — более 3600 км, с немалыми водными пространствами между островами.

Энергию для длительных и быстрых полётов даёт бабочкам нектар. Вырабатываемый цветками многих растений, он может содержать до 80% сахаров. В его состав входят также белки, в небольших количествах — жиры, аминокислоты, органические кислоты, некоторые витамины. Хоботнику весом около 0,3 грамма в день требуется 0,5 миллилитра сладкой жидкости. Растения вырабатывают нектар в не слишком больших объёмах, чтобы голодный опылитель вынужден был посетить как можно больше цветков, перенося пыльцу.

Когда бабочка зависает над цветком, частота биения её крыльев достигает 70—90 ударов в секунду. Высасывать нектар на лету, не садясь на цветок, бражнику позволяет длинный хоботок. В спокойном состоянии хоботок свёрнут в плотную спираль вроде часовой пружины. Чтобы его развернуть, насекомое нагнетает кровь в боковые полости хоботка, и он разворачивается, как известная игрушка «тёщин язык», когда в неё дуют. Развернувшись, хоботок оказывается такой же длины, как всё тело бражника, если не длиннее. А у некоторых видов бражников, питающихся нектаром крупных южных цветков с особенно удлинённым венчиком, развёрнутый хоботок имеет длину 35 см! В основе хоботок бабочки — это изменившие свою форму, вытянувшиеся боковые части нижних челюстей. Аппарат, исходно предназначенный для жевания, превратился в длинный шланг, соединённый с мышечным насосом в глотке бражника.

Другие статьи из рубрики «Патенты природы»

Языкан обыкновенный (Macroglossum stellatarum) пьёт нектар. Крылья трепещут так быстро, что оказались на снимке размытыми. Бабочка способна не только зависать на месте, но и давать задний ход в воздухе. Виден «излом» в длинном хоботке, там имеется специальный хитиновый шарнир, делающий конструкцию более подвижной. Фото Алексея Ефремкина.