Хотите стать биологом?

Всероссийская заочная многопредметная школа — Открытый лицей ВЗМШ при МГУ им. М. В. Ломоносова объявляет очередной, 32-й набор на Биологическое отделение. Зачисление проводится на конкурсной основе по результатам вступительной работы. В конкурсе могут принять участие школьники, которые в этом учебном году занимаются в VIII или IX классе, независимо от места проживания. ВЗМШ высылает учащимся пособия и задания по разным разделам биологии и проверяет их работы. Обучение для 8-классников длится 3 года, для 9-классников — 2 года.

Один из самых заметных представителей почвенной фауны — дождевой червь выглядывает из норки.

Вступительное задание Биологического отделения ВЗМШ

1. Какие вы знаете приспособления растений, защищающие их от поедания животными?

2. Как известно, летать могут и млекопитающие, и птицы, и насекомые (хотя и не все). Какие приспособления к полёту имеются у этих организмов? Для каждого приспособления укажите, у каких из трёх перечисленных групп животных оно встречается.

3. Для каждого из перечисленных ниже мероприятий укажите, предотвращению каких болезней и групп болезней людей оно будет способствовать, а против каких заболеваний окажется бессильным. А какие из этих мероприятий позволят снизить тяжесть заболевания? Ответы обоснуйте.

А. Применение антибиотиков.

Б. Употребление поливитаминов.

В. Обливания холодной водой.

Г. Переливание плазмы крови людей, выздоровевших после этой болезни.

Д. Постоянное ношение на лице марлевой повязки.

4. У одних видов организмов плотность особей на единицу площади обитания относительно стабильна в разные сезоны и годы, а у других — скачкообразно меняется. Приведите примеры тех и других видов. Перечислите причины, с которыми могут быть связаны такие отличия.

5. В почве обитают представители самых разных групп животных. Какие приспособления к такому образу жизни у них возникли? Для каждого из указанных вами приспособлений приведите по одному-два примера животных, у которых оно имеется.

6. Ареалом вида называют географическую область его распространения. У многих организмов за последние 2000 лет ареалы значительно изменились. С какими причинами это может быть связано в разных случаях? Каждую из причин проиллюстрируйте одним-двумя примерами.

Учащимся 8-х классов необходимо ответить на вопросы 1—5, 9-классникам — на вопросы 2—6. В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.

Работу следует выполнить на русском языке в тетради. На обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и заполненным обратным адресом (для отправки вам решения приёмной комиссии).

Работа должна быть отправлена не позднее 10 мая 2009 года. Наш адрес: 119234, Москва, Воробьёвы горы, МГУ, ОЛ ВЗМШ-Биология, конкурс.

Другие статьи из рубрики «Абитуриенту -- на заметку»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее