Нереализованные идеи академика Франка

Кандидат химических наук Т. ЗИМИНА.

П. А. Черенков (слева) с супругой, И. М. Франк, И. Е. Тамм. Декабрь 1958 года.

В конце октября в Объединённом институте ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна) РАН состоялся Международный семинар, посвящённый 100-летию выдающегося российского учёного нобелевского лауреата Ильи Михайловича Франка.

Директор ОИЯИ РАН академик Алексей Сисакян, открывая семинар, напомнил, что ключевая лаборатория института — нейтронной физики (ЛНФ) — основана в 1957 году И. М. Франком, который стал её первым директором. В следующем, 1958 году Илья Михайлович вместе с П. А. Черенковым и И. Е. Таммом был удостоен Нобелевской премии по физике за создание теории, объясняющей природу излучения Вавилова—Черенкова.

Алексей Сисакян отметил, что лаборатория, в которой был построен первый в мире импульсный реактор на быстрых нейтронах (ИБР, 1960 год) и впервые получены ультрахолодные (очень медленные, с энергией не более 10-7 эВ) нейтроны, сейчас развивает два основных научных направления: нейтронно-ядерные исследования и физику конденсированных сред. При этом, несмотря на нелёгкие для науки времена, «её приборная база оставляет нам оптимизм». В этом году планируется запуск источника резонансных нейтронов (с энергией 0,5 эВ — 10 кэВ), а в 2010-м закончится модернизация спектрометрического комплекса ИБР-2 (построен в 1984 году).

Директор Научно-исследовательского института ядерной физики (НИИЯФ) МГУ им. Д. В. Скобельцына профессор Михаил Панасюк рассказал, что именно по инициативе Франка и Скобельцына на физико-математическом (ныне — физическом) факультете МГУ был образован департамент ядерной физики, первый выпуск которого состоялся в 1940 году. Позже, в 1943 году, Франк вместе со Скобельцыным стали вести на факультете «ядерный семинар», а в 1944-м открыли лабораторию атомного ядра (лаборатория № 2). В 1948 году в рамках проекта «Физика атомного ядра» был образован НИИЯФ, который тогда назывался «Второй НИИ физических исследований МГУ». Одну из лабораторий нового института — радиоактивных излучений — возглавил Илья Михайлович Франк.

Академик И. М. Франк внёс большой вклад в оптику очень медленных — ультрахолодных — нейтронов (УХН), «скорость которых столь мала, что они способны полностью отражаться от поверхности вещества при всех углах падения», как сказал доктор физико-математических наук Александр Франк (ОИЯИ РАН). Он рассказал о судьбе одной идеи, выдвинутой Ильёй Михайловичем, касающейся причины несовпадения между теоретической количественной оценкой одного важного свойства УХН и полученной из эксперимента. Причина, которую сформулировал академик И. М. Франк, значительно позже была экспериментально подтверждена Тони Клейном и Джеффри Опатом из Университета Мельбурна (Австралия) для холодных нейтронов. Последующие совместные исследования Александра Франка и учёных из Университета Мельбурна привели к созданию спектрометра УХН, с которым позже были поставлены другие важные эксперименты, показавшие принципиальную возможность создания так называемой временнóй линзы, с помощью которой можно фокусировать нейтроны во времени. (Линза основана на эффекте ускорения и замедления нейтронов при дифракции на движущейся решётке.) Как считает Александр Франк, это позволяет говорить о создании нейтронного микроскопа. Правда, до реального его строительства ещё далеко, и пока не очень понятно, насколько он нужен. Существуют две принципиальные проблемы, которые стоят на пути строительства нейтронного микроскопа: отклонение нейтронных волн под действием гравитации и отсутствие сильных источников УХН. По его словам, «никто в мире всерьёз сейчас этим не занимается», поскольку вслед за первыми успехами в области нейтронной оптики пришло разочарование.

«Ну а мы сейчас строим новый прибор. Какой? Пока говорить рано», — сказал Александр Франк.

К 100-летнему юбилею выдающегося физика, лауреата Нобелевской премии Ильи Михайловича Франка Центробанк России выпустил серебряную памятную монету из серии «Выдающиеся личности России».

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее