О чём рассказывает банкнота

З. КОРОТКОВА. Фото предоставлены А. Бобовичем.

В январском номере журнала за 2008 год рассказано об изображениях на самой крупной — пятитысячной рублёвой денежной купюре. Следующая купюра, тысячерублёвая, знакомит нас с Ярославлем, городом, который в 2010 году отметит 1000-летие. Основал город ростовский князь Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым. По преданию, он пришёл со своей дружиной к месту впадения реки Которосль в Волгу и встретился с медведем, считавшимся у местных жителей священным. В схватке со зверем победил человек. Лишённые покровителя жители покорились ростовскому князю, который на месте встречи с медведем заложил город, назвав его Ярославлем. На лицевой стороне купюры помещены: гравюра с изображением памятника основателю города Ярославу Мудрому, часовня иконы Казанской Божией Матери на фоне Спасского монастыря и герб города Ярославля. На оборотной стороне — памятник архитектуры XVII века — церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе. Памятник Ярославу и часовня появились в городе сравнительно недавно, в 90-х годах прошлого века.

Лицевая и оборотная стороны 1000-рублёвой купюры.
Памятник Ярославу Мудрому на Богоявленской площади в Ярославле. Скульптор О. Комов.
Ярослав и Анна. Барельеф на постаменте памятника. Слева — церковь Богоявления. 1684—1693.
Проект памятника Ярославу Мудрому. Скульптор О. Комов.
Бой Ярослава с медведем. Проект неосуществлённого памятника. Скульптор О. Комов.
Олег Константинович Комов во время монтажа памятника Ярославу Мудрому.
Часовня иконы Казанской Божией Матери. Архитектор Г. Дайнов. Фото А. Ефремкина.
Витраж из цветного стекла, украшающий часовню иконы Казанской Божией Матери. Художники В. Разживин и А. Молодцов.
Запечатлённый на 1000-рублёвой купюре храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сооружён талантливыми мастерами, имена которых до нас не дошли. Строили храм 16 лет, с 1671 по 1687 год. Рядом — 45-метровая шестиярусная звонница.
Портал, ведущий в храм из галереи.
Росписи храма Усекновения главы Иоанна Предтечи — своеобразная энциклопедия библейских и евангельских сюжетов. Такого разно- образия росписей нет ни в одном храме мира.
«Песнь песней» — фреска, иллюстрирующая одну из канонических книг Ветхого Завета.

ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА КУПЮРЫ
Памятник Ярославу Мудрому

В 1988 году было принято решение об установке в Ярославле памятника основателю города — ростовскому князю Ярославу Мудрому. Создание памятника Министерство культуры доверило известному скульптору Олегу Константиновичу Комову. Авторами архитектурной части проекта стали архитектор Нина Ивановна Комова и автор этих строк. Сложно было определить место для памятника, ещё сложнее — создать образ великого человека, государственного деятеля, единственного правителя Руси, прозванного Мудрым.

Скульптор подготовил несколько вариантов памятника. Один из них изображал легендарное событие — борьбу князя с медведем. Однако окончательный вариант посвящён не воину, а строителю городов, объединителю русских земель, создателю первого свода законов древнерусского права — «Русской правды». В одной руке Ярослав держит макет будущего города, в другой — опущенный меч, символизирующий миролюбивую политику князя. Памятник установлен на одной из центральных площадей Ярославля — Богоявленской.

На открытии памятника, состоявшемся 23 октября 1993 года, присутствовал первый президент России — Борис Николаевич Ельцин. Среди гостей была делегация Украины во главе с вице-премьером правительства Н. Г. Жулинским (нельзя забывать о том, что столицей русских земель являлся Киев и Ярослав Мудрый после княжения в Ростове и Новгороде Великом стал великим князем киевским). На открытие памятника пригласили и посла Франции в Российской Федерации Пьера Миреля. У Ярослава Мудрого с Францией были родственные связи: его дочь Анна, одна из образованнейших женщин того времени, стала женой французского короля Генриха I. На одном из барельефов, укреплённых на постаменте памятника, Ярослав изображён вместе с дочерью Анной.

1000-летие Ярославля будет праздновать вся Россия. Одним из важнейших событий ближайшего времени станет проведение в Ярославле в 2009 году Всероссийского государственного собрания — первого в России форума по вопросам развития государства. Государственное собрание, проводимое в городе, основанном князем Ярославом Мудрым, — дань уважения великому строителю русской государственности.

Часовня иконы Казанской Божией Матери

Созданное в Нижнем Новгороде небольшое ополчение Минина и Пожарского весной и летом 1612 года стояло в Ярославле, собирая силы для решительного сражения с польско-литовскими интервентами. Четыре месяца Ярославль был временной столицей России. 28 июля 1612 года ополчение вышло из ярославского Спасского монастыря и двинулось к Москве.

Осенью 1997 года, в 385-ю годовщину этого события и в дни празднования 850-летия Москвы, в центре Ярославля рядом со Спасским монастырём торжественно открыли часовню иконы Казанской божией матери. С этой иконой всенародное ополчение изгнало захватчиков с русской земли.

Строительству часовни предшествовал конкурс архитектурных проектов, на который представили свои работы как известные зодчие, так и молодые архитекторы. Победителем конкурса признан выпускник Ярославского государственного технического университета Григорий Дайнов. Часовня стала его первым осуществлённым проектом. Сегодня Григорий Дайнов — успешный архитектор, автор многих проектов, по которым возводятся здания на ярославской земле. В реализации проекта часовни приняли участие художники Валерий Разживин и Александр Молодцов. Ими созданы рельефные клейма на стенах и уникальный витраж из цветного стекла.

В ходе строительства часовни не утихали дискуссии о правомерности авторского подхода к созданию архитектурного образа традиционного сооружения. В газетах то и дело появлялись статьи, критикующие авторов и городские власти. Сегодня же часовня — один из объектов, наиболее посещаемых туристами. Да и ярославцы не обделяют её вниманием. А для молодожёнов стало традицией в день свадьбы фотографироваться возле часовни.

А. БОБОВИЧ, главный архитектор г. Ярославля.

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА КУПЮРЫ
Один из красивейших храмов Руси

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сооружён на берегу реки Которосль в слободе кожевников, прозванной Толчковской. Необходимую в кожевенном производстве дубильную краску получали толчением древесной коры, отсюда и пошло название слободы, бывшей в XVII веке городским предместьем.

Бурное строительство в Ярославле началось вскоре после опустошительного пожара 1658 года, уничтожившего 29 церквей, три монастыря и почти полторы тысячи гражданских построек.

Предтеченскую церковь сооружали «мирским строением», средства собирали не только среди жителей прихода, но и далеко за его пределами. Щедрые приношения, например, поступили из Казани. Строительство велось 16 лет, с 1671 по 1687 год. С разрешения царя Алексея Михайловича на казённых землях построили два кирпичных завода, где наряду с обычными кирпичами делали лекальные. Используя кирпичи разной конфигурации, строители создали на стенах храма удивительный орнамент из крупных и мелких деталей, а дополнительным украшением стен стали изразцовые вставки, сверкающие в солнечный день, словно драгоценные камни.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи имеет два придела: один — во имя трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, другой — в честь Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. Как правило, приделы сооружаются более низкими, чем основной храм. Здесь строители отступили от традиции и построили храм и приделы одинаковой высоты. Пятикупольный храм, дополненный двумя приделами, на каждом из которых пять глав, превратился в грандиозное 15-главое сооружение. Высота храма достигает 44 метров.

В ансамбль храма входит и шестиярусная колокольня.

Внешнему великолепию храма не уступает его внутреннее убранство. Над росписями трудились 16 мастеров под руководством потомственного иконописца Димитрия Григорьева Плеханова, ранее принимавшего участие в росписи Архангельского собора в Московском Кремле, и молодого иконописца Фёдора Игнатьева. Художники работали над росписями всего один год — с 5 июля 1694-го по 6 июля 1695 года. Судя по тематике картин, покрывающих стены храма, иконописцы были для своего времени образованными людьми, прекрасно знали богословскую литературу. Им удалось создать своеобразную энциклопедию евангельских и библейских сюжетов. В алтаре можно ознакомиться с одним из наиболее полных в восточнохристианском искусстве циклом «Толкование литургии», состоящем из 18 композиций.

На стенах храма фрески расположены в девять ярусов, из которых пять нижних занимает месяцеслов, изображающий последовательно по месяцам и дням святых и праздники. Далее идут сюжеты из жизни Иоанна Крестителя. А всего в храме более 500 картин, написанных на различные сюжеты. До революции храм пользовался вниманием как прихожан, так и высокопоставленных гостей, его нередко посещали члены императорской семьи. А после визита в 1894 году министра финансов С. Ю. Витте были отпущены средства на реставрацию. В результате — укрепили фундамент, промыли и отреставрировали фрески и иконы, позолотили купола. Вернули первозданную красоту — к сожалению, ненадолго. Храм постигла участь многих других церквей. Какое-то время он служил складом для зерна, в галерее хранились красители и кислоты, а в колокольне умудрились разместить кузницу.

Ярославский музей-заповедник, ставший хранителем уникального памятника ярославской школы зодчества, не может вернуть ему былую красоту без помощи государства и частных благотворителей. Сейчас, когда город готовится к своему 1000-летию, появилась надежда, что в судьбе этой жемчужины русской культуры наступят наконец счастливые времена.

Другие статьи из рубрики «Отечество. Страницы истории»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее