ОТРАВЛЕНИЯ ГРИБАМИ

Н. ЗАМЯТИНА. Рис. М. СЕРГЕЕВОЙ.

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Сильно ядовита энтолома оловянная, или розовопластинник гигантский. Гриб недаром назван гигантским - его шляпка может достигать 20 см в диаметре.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Ядовитая сыроежка жгуче-едкая. Кожица этого гриба легко снимается со всей шляпки. Мякоть, особенно в ножке, хрупкая, ломкая.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Несъедобные сыроежки (сверху вниз): кроваво-красная, розовая, Келе. Вкус у них очень горький и жгучий.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Свинушки толстая (вверху) и тонкая. В последние годы признаны ядовитыми грибами.
Илл. 7
Ложнодождевик. Несъедобный гриб, у которого "нутро" всегда темное, даже у молодого гриба.

Каждый грибной сезон дачники оставляют все неотложные дела на садовых участках и устремляются в ближайший лес. Не пугаясь больших расстояний, спешат по грибы и горожане. К сожалению, нередко после этих походов случаются отравления грибами. Как ни странно, но при довольно большом количестве таких случаев действительно ядовитых грибов в средней полосе встречается всего шесть-семь видов.

Наиболее опасна бледная поганка: ее яд, содержащий чрезвычайно токсичные соединения фаллоидин и аманитин, вызывает поражения печени, почек и сердечной мышцы. Никакая обработка (отваривание, сушка) его не обезвреживает, и всего одного гриба достаточно, чтобы убить взрослого человека. Симптомы отравления появляются нередко через 6-12 часов после еды и первоначально похожи на обычное несварение: тяжесть в желудке, вздутие живота, боль под ложечкой, легкая тошнота или изжога. Через 12 часов появляются боль в животе, рвота, кровавый понос, обезвоживание, сильная жажда. Потом все это может пройти, и через три-пять дней, когда токсины разрушат печень, почки и нервную систему, наступают резкое падение содержания сахара в крови, потеря сознания, и более чем в 50% случаев смерть. Вот почему при отравлении бледной поганкой необходима срочная госпитализация.

Гораздо чаще, чем бледная поганка, в наших лесах встречается вонючий, или белый мухомор. Он действительно белый, причем весь - и нижняя сторона шляпки, и ножка. Симптомы отравления этим грибом такие же, как при отравлении бледной поганкой.

Есть ядовитый гриб и среди шампиньонов - это шампиньон желтокожий. На шампиньон похожа и встречающаяся нередко вместе с ним ядовитая энтолома оловянная, вызывающая тяжелое поражение кишечника.

Редко вызывает отравления красный мухомор, поскольку этот гриб трудно спутать с каким-либо другим грибом. Лишь иногда старый мухомор, у которого "облезли" белые пятна, путают с подосиновиком или красной сыроежкой. Отравление начинается быстро, уже в течение одного-двух часов, и выражается в слюнотечении, потливости, судорогах, сильнейшем нервном возбуждении. Затем появляются понос, нарушение кровообращения, потеря сознания и судороги.

Достаточно часто встречаются отравления грибами, похожими на опята. Ядовиты два ложноопенка - серо-желтый и кирпично-красный.

Ядовитый вид можно встретить и среди сыроежек. Желательно относиться с осторожностью к сыроежкам с красной шляпкой, среди них есть три горьких вида и один не только горький, но и ядовитый. Отравление им не смертельно, но понос и тошнота обеспечены.

Представляют потенциальную опасность ранневесенние сморчки и строчки и осенние свинушки. Сморчки и строчки содержат опасный яд - гельвелловую кислоту, которая приводит к разрушению селезенки. В строчках помимо этого найден гидрометрин - токсическое вещество, по действию напоминающее яд бледной поганки. Строчок считается более опасным, чем сморчок.

И сморчки и строчки официально запрещено употреблять в пищу во многих странах Европы, у нас они считаются условно съедобными. Перед приготовлением эти грибы следует обязательно отваривать в большом количестве воды, а еще лучше дважды кипятить в течение 20-30 минут, отвар сливать, а грибы тщательно промывать холодной водой.

Свинушки до недавнего времени считались условно съедобными грибами. Однако из-за острых отравлений, зафиксированных в последние годы, отнесены в разряд ядовитых. Свинушка накапливает большое количество вредных веществ из окружающей среды, так что ее токсичность сильно меняется в зависимости от места, где она растет. Ядовитые вещества, обнаруженные в этом грибе, действуют медленно, вызывая нарушения состава крови. Они могут постепенно накапливаться в организме и вызвать отравление только через несколько лет. Но у отдельных людей чувствительность к свинушкам повышена, отравление наступает быстро и порой бывает смертельным. Вот почему от сбора свинушек лучше воздержаться.

Могут вызвать острый гастроэнтерит (воспаление желудка и тонкого кишечника) условно съедобные грибы: грузди, волнушки, валуи, горькушки, рядовки, скрипицы, содержащие смолоподобные вещества. Употреблять в пищу эти грибы без специальной обработки (длительного вымачивания с многоразовой сменой воды, а затем засолки с шестинедельной выдержкой) нельзя.

Из несъедобных видов в средней полосе чаще встречаются желчный гриб, поразительно похожий на белый, иногда на подберезовик. Одного такого гриба, попавшего в пищу, достаточно, чтобы выбросить все приготовленное блюдо.

Возможно, в больших дозах несъедобные грибы и способны вызывать отравления, но из-за горького вкуса, неприятного запаха или большой жесткости они редко попадают в пищу.

К сожалению, в условиях ухудшения экологической ситуации многократно возросла опасность употребления дикорастущих грибов. Ядовиты даже съедобные грибы, выросшие возле шоссейных дорог с интенсивным движением, а тем более собранные на газонах в большом городе, - они накапливают в высоких концетрациях свинец, ртуть, кадмий и другие тяжелые металлы, которые вызывают тяжелые отравления. Такие отравления опасны тем, что наступают не сразу: после одного-двух обедов со "свинцовыми" грибами вы, скорее всего, ничего не почувствуете, но при накоплении тяжелых металлов в организме наступают опасные поражения центральной нервной системы.

Помимо тяжелых металлов в грибах накапливаются пестициды и гербициды, которыми обрабатывают поля от вредных насекомых и сорных растений. Поэтому в местах, где они недавно применялись, грибы собирать нельзя.

Грибы - трудно переваримая пища, поэтому детям до восьми лет их лучше не есть. Чем позже ваши малыши познакомятся с блюдами из грибов, тем лучше. Оболочки грибных клеток состоят не из целлюлозы, как у растений, а из хитина, из которого "сделаны" панцири раков и насекомых. Из-за этих же особенностей грибы противопоказаны людям, страдающим болезнями желчного пузыря, особенно тем, у кого недавно он удален, и больным колитами и гастритами. Грибные отвары в этом отношении почти безопасны. Не рекомендуется употреблять грибы беременным и кормящим матерям.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ГРИБАМИ

При всяком, даже легком отравлении необходимо обратиться к врачу. До осмотра врача желудок промывают, выпив пять-шесть стаканов чистой воды или слабого раствора марганцовокислого калия и вызвав рвоту. Процедуру повторяют до шести раз. Если в первые часы отравления нет жидкого стула, дают слабительное: горькую соль (сульфат магния) или касторовое масло. Хорошо поставить несколько раз очистительные клизмы. В случае возникновения поздних расстройств (более 8-24 часов после употребления в пищу грибов) слабительное давать нельзя.

Больного укрывают, к ногам и животу прикладывают теплые грелки, при тошноте и рвоте дают пить маленькими глотками подсоленную воду (1 чайная ложка соли на стакан воды). При резкой слабости показаны крепкий сладкий чай, черный кофе. Можно давать молоко и мед. Ни в коем случае нельзя употреблять алкогольные напитки, поскольку спирт содействует быстрому всасыванию в организм грибных ядов.

В последнее время одним их эффективных средств при отравлении бледной поганкой считаются препараты расторопши (экстракт расторопши, препарат силимарин, масло расторопши), которые предохраняют печень от поражения ядом.

Остатки грибов, вызвавших отравление, нужно передать врачу для исследования - это облегчит последующее лечение.

ГРИБНИКУ - НА ЗАМЕТКУ

Остерегайтесь старых, переросших грибов, в них наряду с полезными веществами часто имеются продукты разложения белков, пагубно влияющие на организм человека.

Не кладите грибы в полиэтиленовые пакеты - они сильно нагреваются на солнце и портятся, без доступа воздуха в них идет разложение с образованием ядовитых веществ.

Не употребляйте грибы, собранные несколько дней назад и ставшие уже клейкими или покрывшиеся плесенью.

Ободок, опоясывающий основание ножки гриба, не является признаком ядовитости. Изменение цвета при разрезе гриба указывает лишь на реакцию окисления и не имеет диагностического значения.

Лакмусовая бумага меняет окраску при контакте с некоторыми съедобными грибами и может не изменить цвета от соприкосновения с ядовитыми грибами.

Изменение цвета серебряной монеты во время приготовления грибных блюд не свидетельствует о том, что в кастрюле ядовитый гриб.

Подписи к иллюстрациям

Илл. 1. Ядовитую бледную поганку зеленую (ввеху) неопытный грибник может принять за зеленую сыроежку (внизу). Сходство этих грибов лишь в окраске шляпки. Во всем остальном они различны. У молодого гриба поганки на ножке есть кольцо (у старых грибов кольца может не быть). В нижней части ножки - чашечка (остатки общего покрывала). Ножка редко бывает белой, чаще всего она с зеленоватым муаровым рисунком из продольных волокон. Иногда бывают небольшие чешуйки. У сыроежки на ножке нет кольца и ножка всегда белая, без чешуек и окрашенных волокон.

Илл. 2. Ядовитый мухомор вонючий, или белый (вверху) неопытный грибник может спутать с шампиньоном (внизу), но главное отличие сразу бросается в глаза: цвет пластинок. У мухомора они белые, у молодого гриба шампиньона - бледно-розовые, с возрастом они розовеют, а у зрелых грибов становятся красновато-фиолетовыми, темно-бурыми.

Илл. 3. Ядовитый представитель семейства шампиньонов - шампиньон желтокожий (слева). На него внешне похож съедобный и один из лучших грибов по вкусу - полевой шампиньон. В отличие от съедобного полевого шампиньона у шампиньона желтокожего неприятный запах карболки, а мякоть на срезе интенсивно желтеет.

Илл. 4. Старый красный мухомор, у которого шляпка выцвела до золотисто-желтого цвета, а белые пятнышки исчезли, можно принять за сыроежку. Вверху - мухомор красный, в центре - так выглядит стареющий красный мухомор, внизу - сыроежка сереющая.

Илл. 5. Ядовитые ложноопенки: ввехру - серо-желтый, внизу - кирпично-красный. У молодых грибов пластинки желтые, а не белые или кремовые, как у съедобных. К старости пластинки ложноопенка серо-желтого зеленеют, кирпично-красного - буреют, даже чернеют, но отливают зеленью. Ножки ровные, без кольца, желтые, коричневеющие в нижней части.

Илл. 6. Сморчок обыкновенный (слева) и конический (в центре). Ячейки есть только на внешнем слое шляпки. В середине шляпка полая, как и ножка. Строчок большой (справа). Внутренность и шляпки и ножки заполнена перегородками, извилинами.

Илл. 7. Несъедобный желчный гриб. Внешне гриб на толстой ножке (1) бывает похож на белый гриб сетчатой формы (2), гриб на тонкой ножке (3) - на подберезовик розовеющий (4). Основное отличие желчного гриба от подберезовика (не считая горечи) - темная сеточка на ножке (у подберезовика на ножке - чешуйки).