ЧЕМ МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ ОТ АПЕЛЬСИНА?

В материалах рубрики использованы статьи и заметки следующих изданий: «New Scientist» и «Economist» (Англия), «Bild der Wissenschaft» (Германия), «Wetenschap in Beeld» (Голландия), «American Heritage in Inventions and Technology», «Astronomy», «Discover», «Mother Earth News», «Natural History» и «Scientific American Mind» (США), «Le Journal du CNRS», «La Recherche», «Science et Vie» и «Sciences et Avenir» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

Зелёные образования на снимке — скопления кишечной палочки в хорошо промытых стерильной водой проростках люцерны. Эти проростки в сыром виде охотно употребляют в пищу вегетарианцы и любители здорового питания.

Всем известно, что существует довольно много болезней, которыми человек может заразиться от животных, а животные — от человека. Оказывается, есть микробы, живущие обычно на растениях, но способные вызвать болезнь и у человека. И наоборот, некоторые микробы, болезнетворные для человека, прекрасно себя чувствуют в растительных клетках.

Полвека назад американский фитопатолог Уолтер Буркхолдер нашёл в огородной почве бактерию, которая вызывает гниение репчатого лука. Сейчас она носит его имя — буркхолдерия луковая. Позже оказалось, что это комплекс из девяти разных штаммов и что некоторые из них могут быть полезными: их можно применять для разрушения остатков гербицидов в почве и грунтовых водах. Они могут также подавлять развитие отдельных микробов, патогенных для сельскохозяйственных культур, и в США начали продавать два препарата буркхолдерии для этих целей.

Однако в 80-х годах прошлого века выяснилось, что у некоторых людей опасная для лука бактерия способна вызывать тяжёлую лёгочную инфекцию. Отдельные штаммы лукового микроба могут оказаться смертельными. Теперь применение препаратов буркхолдерии запрещено.

Все слышали о сальмонеллах, вызывающих тяжёлые пищевые отравления. Известно также, что к отравлению могут приводить и некоторые штаммы кишечной палочки. Для предупреждения пищевой инфекции врачи советуют тщательно мыть овощи и фрукты перед употреблением в пищу. Однако недавно американские микробиологи доказали, что отмыть опасные микробы с плодов не всегда возможно: они гнездятся в клетках растения.

Пока не доказано, что проникновение кишечной палочки или сальмонелл в клетки растений вызывает их болезнь. Но внедряются эти микробы в растительные клетки весьма активно. В эксперименте яблоки мыли в воде с кишечной палочкой, после чего палочка обнаружилась в сердцевине яблок, около семян. Тот же самый результат получен с томатами, манго и апельсинами. По-видимому, бактерии проникают в плод через ранку, возникшую на месте черенка, когда плод сорвали. В других опытах наносили культуру сальмонелл на цветки томата. В двух из восьми помидоров, образовавшихся из этих цветков, потом нашли сальмонеллы. Если для полива растений во время цветения используется загрязнённая вода, урожай будет заражённым.

Болезнетворные бактерии размножаются и на листовых овощах, например на шпинате, укропе, кинзе, причём выделяют специальные клейкие вещества, так что отмыть их с листьев весьма трудно. Значит, держаться на листьях для них зачем-то важно. Видимо, они получают от растений питательные вещества.

Микробиологи советуют не употреблять в пищу плоды с видимыми повреждениями и не хранить свежие овощи и фрукты в холодильнике больше двух-трех дней.