КОЛЛЕКЦИЯ РАССКАЗОВ МЕМОРИАЛЬНЫХ. ИЮЛЬ 2008 №7

ИГРОК В ГОЛЬФ

Джон Бардин (1908—1991), американский физик, один из изобретателей транзистора, дважды лауреат Нобелевской премии по физике, был страстным игроком в гольф. Он совершенно чётко разделял две области своих увлечений — физику и гольф. Его партнёры по еженедельным встречам на поле для гольфа даже не знали, кто он такой. Однажды его многолетний партнёр и соперник задал вопрос:

— Извините, Джон, но я всё собираюсь вас спросить: кто вы по специальности?

— Я физик, занимаюсь проблемами твёрдого тела, — коротко ответил Бардин.

Его коллега Чарлз Сликтер комментирует: «Можете себе представить, если бы у меня были две Нобелевские премии, как у Джона, я бы уж как-нибудь постарался ввернуть это в разговор в первый же день своего появления в гольф-клубе!»

ЧТО ГОРИТ НА СОЛНЦЕ?

Немецкие физики Роберт Бунзен и Густав Кирхгоф известны своими открытиями в области спектроскопии. Так, Бунзен первым обнаружил, что линии в определённых местах спектра света соответствуют различным химическим элементам или соединениям. Кирхгоф был его соавтором по открытиям во многих областях спектрального анализа. Они занимали соседние лаборатории в здании физического факультета Гейдельбергского университета.

Однажды вечером они увидели зарево пожара за Рейном, в Мангейме. Направив на огонь объектив спектроскопа, учёные смогли определить, что в горящей массе присутствуют барий и стронций (горела фабрика красок).

Через некоторое время у Бунзена возникла идея: если мы сумели определить, что горит в Мангейме, в нескольких километрах от лаборатории, то почему бы не направить спектрометр на Солнце? Так родилась новая область астрономии.

АТОМНАЯ БОМБА ИЗ ТАБАКА

Немецкий физик Фриц Хоутерманс, принимавший участие в немецком атомном проекте, был страстным курильщиком. Между тем к середине 1944 года табак стал в Германии большим дефицитом. Хоутерманс сумел убедить отдел снабжения, что в македонском табаке много тяжёлой воды, необходимой для создания атомной бомбы. И вскоре хитроумный курильщик получил мешок отличного табака с печатями «Совершенно секретно» и «Стратегические материалы». Но, когда он всё выкурил и попытался повторить трюк, возникли подозрения, гестапо приказало уволить Хоутерманса, а вскоре его арестовали. Из тюрьмы его вызволил Макс Лауэ, а через несколько месяцев рейх рухнул.

Другие статьи из рубрики «Коллекция рассказов мемориальных»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее