НЕ ТО ГРИБ, НЕ ТО АМЕБА

По материалам журнала "Natur und Kosmos" (Германия).

Наука и жизнь // Иллюстрации

Эти странные организмы никак не найдут своего места в системе всего живого, выстроенной биологами: то ли это растения - грибы, то ли простейшие животные - амебы. А если еще учесть, что в последние десятилетия грибы не относят к растениям, а выделяют в особое, отдельное царство живого, наряду с царствами растений, животных, бактерий и вирусов, то дело совсем запутывается.

Русское их название - грибы-слизевики. Большую часть жизни слизевик проводит в виде слизистой массы, своеобразной, очень крупной (иногда до нескольких десятков сантиметров в поперечнике) амебы, представляющей собой одну огромную клетку с тысячами ядер. Это так называемый плазмодий. Он обитает в лесу под опавшими листьями, в глубине гнилого пня, на всяких растительных остатках. Ползая со скоростью примерно сантиметр в час, плазмодий всем телом и ветвистыми ложноножками впитывает органические вещества распадающихся растительных тканей, захватывает, как амеба, живых бактерий, простейших, поедает мицелий грибов.

Но если в среде обитания становится слишком сухо, плазмодий замирает, подбирается в комок, покрывается сухой твердой коркой. Через некоторое время из корки начинают расти так называемые плодовые тела, у многих видов очень красивые (если рассматривать их через микроскоп под небольшим увеличением). Внутри плодового тела развиваются споры; когда оно лопается, споры разносятся ветром. Попав в подходящие гнилостные условия, спора прорастает и дает плазмодий. Жизненный цикл начинается снова.

На снимке слева показаны плодовые тела слизевика лампродерма. Высота такого шарика на ножке один-два миллиметра.

В центре - плазмодий нашел дохлого жучка. Справа - маленькая амеба-плазмодий выходит из оболочки споры.

Другие статьи из рубрики «Фотоблокнот»