НАУКА И ЖИЗНЬ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА. МАЙ 2008 №5

ИЗБЫТОК СИНЕМАТОГРАФОВ В МОСКВЕ

Изобретение русского инженера.

Московский градоначальник доводит до всеобщего сведения, что устройство новых синематографов не разрешается по улицам Тверской с Тверским бульваром и на Покровке ввиду уже имеющегося значительного числа этих театров в означенных местностях. В других местах каждый новый синематограф не может быть разрешаем ближе 150 сажен от уже существующего, и вообще число функционирующих в столице синематографов не должно превышать 75.

При синематографах может быть дозволена музыка (оркестровое исполнение или граммофон).

«Сине-Фоно», 1908 г.

ИЗОБРЕТЕНИЕ РУССКОГО ИНЖЕНЕРА

Сейчас много говорят об изобретении военного инженера, полковника С. Ощевского-Круглика, открывшего новый принцип держаться в воздухе. Изобретатель так описывает его: «Все изобретатели стояли на одной почве, добиваясь лишь ударной силы на воздух. Я же добился иного, именно — делать пустоту под ударяющий предмет, и в эту пустоту устремляется воздух, создающий подъёмную силу. Врываясь в пустоту, воздух производит удар и приводит предмет в движение кверху». По словам изобретателя, теперь остается только сделать «воздушный велосипед, чтобы человек мог свободно летать по воздуху». Здесь показана схема изобретения.

«Природа и люди», 1908 г.

ЧЕРЕЗ СИБИРЬ!

Русские железные дороги согласились с иностранными об установлении прямого западно-евро-пейско-русско-китайского сообщения для перевозок пассажиров от важнейших городов Западной Европы до городов Китая железнодорожными путями до Владивостока и оттуда на русских пароходах до Японии и Австралии. Установление по этим линиям скорых поездов со спальными вагонами и вагонами-ресторанами настолько удешевляет и ускоряет путь из Западной Европы до восточных берегов Азии и до Австралии по сравнению с морским путем, что на путь через Сибирь в очень скором времени перейдут все лица, имеющие надобность в таких проездах, и прямой долг железных дорог пойти им в этом отношении навстречу.

Но такое простое и естественное соображение вызвало в некоторых кругах совершенно неожиданное возражение. Россия для русских, говорят в этих кругах. Пассажирское движение убыточно. Если мы миримся с тем, что за каждого русского пассажира приплачивает казна или железная дорога, то только потому, что этот пассажир — русский. Приплачивать же за честь перевозить по своим железным дорогам иностранцев непатриотично. Поэтому не надо устанавливать ради них особое прямое сообщение.

В скорых сибирских поездах занята сейчас лишь половина всех мест, вот почему поезда убыточны. Предположим, что установление западно-европейско-русско-китайского сообщения привлечет хотя бы по 11 лишних пассажиров в неделю. Тогда выручка поезда повысится на 10%. Расходы при этом останутся те же; но поезд не только перестанет давать убыток, но и станет давать прибыль свыше 100.000 р. в год.

Но выгода этим не ограничится. Каждый иностранный пассажир, даже если он не выйдет из вагона, должен в пути всё же есть и пить. А если он остановится, то заплатит за гостиницу и сделает кое-какие покупки и т.п. От такого транзита всегда что-нибудь остаётся в стране. Не должны же мы отгораживаться от Запада Китайской стеной!

«Промышленность и торговля», 1908 г.

Другие статьи из рубрики «Сто лет назад»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее