МАЛАЯ ТЕХНИКА НА ШЕСТИ СОТКАХ

М. ДМИТРЕВСКИЙ.

Муравей не велик, а горы копает
(пословица).

Электрический культиватор лёгок и прост в обращении, но для вспашки целины не годится.
Ручные культиваторы в хозяйстве — лишь полезное дополнение к более серьёзной технике.
Лёгкий мотоблок уже немного напоминает трактор.
Виды и назначение малой техники.
Мотокультиватор в транспортном положении.
Тяжёлый мотоблок может работать с прицепным и навесным оборудованием.
Мотоблок «Нева» легко справляется с распашкой целины.
Таб. 1.
Мотокультиватор «Крот» десятки лет служит российским садоводам.
Тот же «Крот» с импортным двигателем.
Таб. 2.
Мотоблок, оснащённый сиденьем-адаптером и плугом, превращается в настоящий мини-трактор.

Копать на дачах приходится очень много, это подтвердит любой дачник. Даже если в семье мужчина терпеть не может заниматься огородом, весной и осенью он всё равно берёт лопату и копает, копает, копает до ломоты в спине и боли в других жизненно важных органах. А рядом тарахтит моторчик: в синей дымке выхлопных газов по дачному участку шустро ползёт мотокультиватор, а за ним гордо вышагивает сосед. Увидев, как быстро сокращается участок невспаханной земли, и сравнив с собственными достижениями, дачник, само собой, приходит к решению: долой тяжкий труд, только технический прогресс освободит от огородных тягот. Как и прежде лошадь, железный помощник тоже отнюдь не дешёв, поэтому нужно взвесить все предстоящие трудности и затраты.

В этой статье мы рассмотрим механизмы для обработки земли. Под обработкой подразумеваем вспашку, культивацию, нарезку грядок, прополку. Участки земли, которые необходимо обрабатывать, бывают различными по площади, рельефу и конфигурации, поэтому приспособлений для её обработки тоже великое множество. Они разнятся и по устройству, и по мощности, и, конечно, по размеру. Разброс цен соответствует многообразию предлагаемых торговлей изделий.

Разделим механизмы для обработки земли на группы. Деление условное и допускает отклонения. Отмечу сразу, что граница между мотокультиватором и лёгким мотоблоком довольно размытая. Культиватор, имеющий задний ход и мощность 4 л.с., вполне можно назвать и мотоблоком.

Стоит сразу предупредить, что в 99% случаев деньги, потраченные на культиватор или лёгкий мотоблок, который будет использован на даче, в финансовом смысле не окупятся! При цене в этой группе от 12 000 до 25 000 руб. должно пройти много лет, прежде чем цена картошки или свёклы, выращенной с помощью бензотехники, сравняется с потраченной на покупку культиватора суммой. Дача вообще очень затратная затея. В последние годы от дачи в первую очередь требуют комфорта, а не урожая, хотя это не значит, что урожай уже никого не волнует. Народная мудрость напоминает: труд человека кормит, а лень портит. Да здравствует труд, но не утомительный, а приятный и не очень долгий. Значит, малая механизация окупается не рублём, а свободным временем и сэкономленными силами.

РУЧНЫЕ КУЛЬТИВАТОРЫ

Чаще всего они состоят из зубастых металлических колес, присоединённых к длинной ручке. При работе приспособление катят по междурядью, зубья повреждают или выдергивают сорняки и их корни. Рыхление происходит на глубину не больше 5 см и ширине захвата около 20 см. При таком заглублении

повреждаются только самые слабые и мелкие сорняки, да и то только в мягкой рыхлой почве. Ручной культиватор полезно иметь в дополнение к более солидной технике.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

Большинство электрокультиваторов имеют мощность двигателя от 500 до 1500 Вт. Существуют и более мощные, но они не получили широкого распространения. Имея малые габариты, электрокультиваторы используются в основном для рыхления почвы между кустами, в приствольных кругах и других ограниченных пространствах. Главные достоинства — простота запуска и бесшумность работы двигателя. Вес их тоже невелик. К недостаткам стоит отнести необходимость всё время следить за положением питающего шнура. Он норовит обмотаться вокруг деревьев и кустов или помять нежные цветы. Стоит зазеваться — и шнур попадает под рабочие ножи, короткое замыкание неминуемо. Абсолютно необходимо питать электрокультиватор от розетки с заземлением. Заземление должно быть качественным, никакие временные варианты без заземления недопустимы. Если нож повреждает шнур, ток попадает на металлические детали машины, которую вы держите за ручки. Только хорошее заземление и аккуратность в обращении со шнуром будут залогом безопасности.

МОТОКУЛЬТИВАТОР

Произведём простой расчёт: на участке в 6 соток минимум половина места будет занята постройками, деревьями, цветниками, кустами, дорожками. Для перекопки останется 3 сотки. При производительности культиватора 200 м2/ч, что составляет 2 сотки, работа теоретически займёт 1,5 часа, практически из-за разных неудобств часа 3. При покупке вдвое более производительного механизма — лёгкого мотоблока реальное время работы сократится очень незначительно, а может остаться прежним. Обычно мотокультиватор работает не в полную производительность, а примерно на 2/3 возможностей. Всё время приходится маневрировать вокруг препятствий, возвращаться назад. Минимум половину времени культиватор работает на холостом ходу.

Культиватор умеет не только обрабатывать землю. Например, к массовой серии российских культиваторов «Крот» выпускается множество полезных приспособлений, с помощью которых можно накачивать воду, стричь траву, обрезать толстые ветки, окучивать и полоть. Можно купить прицепную тележку и перевозить грузы до 200 кг. Отмечу, тележка для мотокультиватора всё-таки экзотика. На мой взгляд, перевозить на ней груз неудобно, для этого уже нужен мотоблок. Выбор мотокультиваторов велик. Вы можете выбрать соответствующий именно вашим потребностям.

ЛЁГКИЙ МОТОБЛОК

Мотоблок очень похож на культиватор, но возможностей имеет существенно больше. Прежде всего, выше мощность и производительность. Если в хозяйстве имеется довольно большой, а главное отдельный огород, где можно выполнять длинные прямые проходы, мотоблок будет предпочтительней. Так же, если участок совсем недавно был непаханой целиной и в земле часто попадаются корни, камни, затвердевшая глина, культиватору не справиться, а мотоблок сумеет преодолеть трудности. Мотоблок успешно буксирует тележку, у него не только сил побольше, но и имеется несколько передач. Благодаря этому можно ехать и потихоньку по грунту, и с приличной скоростью (12—15 км/ч) по шоссе. Замечу, что поездки по шоссе надо сократить до минимума: тележка не оснащена необходимой светотехникой, а тормоза не очень эффективны, таких путешественников ГИБДД не приветствует. К мотоблокам тоже выпускается масса приспособлений, позволяющих выполнять разнообразные работы в разных областях.

ТЯЖЁЛЫЙ МОТОБЛОК

От лёгкого он отличается не назначением и даже не мощностью, которая далеко не всегда выше, а качеством, ресурсом и удобством пользования. Прежде всего, его задача — работать каждый день зимой и летом, выполняя бесчисленное количество операций там, где невыгодно применять настоящий трактор. Главное положительное отличие состоит в наличии вала отбора мощности. К валу можно подключать разные инструменты и механизмы, включать их и выключать, и это не отразится на движении агрегата вперёд. На культиваторе движение вперёд жёстко связано со скоростью вращения рабочего инструмента. При малых оборотах ножи вращаются медленно и культиватор движется тоже медленно. У тяжёлых мотоблоков такой жёсткой связи нет, вполне возможно на малой скорости задать большие обороты ножам. Количество передач может доходить до 5 в одну сторону, а с учётом реверса (заднего хода) до 10! На любой передаче можно ехать как вперёд, так и назад. Управляющие штанги со всеми органами управления можно разворачивать на 180 градусов, что избавляет от необходимости частой смены направления движения. У тяжёлых мотоблоков, в отличие от лёгких, в конструкции почти не применяются ремни. Все передачи только шестерёнчатые, отсюда несравненно больший ресурс трансмиссии.

УСТРОЙСТВО МОТОКУЛЬТИВАТОРА

У всех культиваторов и мотоблоков присутствуют одни и те же элементы, хотя могут быть выполнены по-своему и называться в инструкциях по-другому. Обилия деталей и названий пугаться не стоит. На освоение рычагов управления много времени не потребуется, гораздо сложней освоить управление глубиной и направлением обработки. Очень нелегко избежать повреждений растений, растущих близко от зоны обработки. Не волнуйтесь, и опыт придёт обязательно, а потом вы будете удивляться: «Почему сначала не получалось, ведь всё так просто».

ИМПОРТНЫЙ ИЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ?

Какой культиватор покупать? При сегодняшнем изобилии моделей и производителей этот вопрос возникает первым. Ответов может быть три:

Полностью отечественный.

Отечественный с импортным двигателем.

Импортный.

У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки, попробуем в них разобраться, а заодно примерно определим группы потребителей.

Возьмём для примера мотокультиватор «Крот» с российским двигателем. В комплект входят два мешочка с запасными частями и всеми необходимыми для его ремонта инструментами. В толстенькой инструкции подробно описаны все операции по ремонту, периодичность профилактических работ и прочие важные сведения. Устройство двухтактного двигателя предельно простое. Если владельцу приходилось ремонтировать мотоциклы и мопеды советского производства, ремонт культиватора не вызовет затруднений. Ремонт несложен, зато довольно часто приходится что-нибудь подтягивать, регулировать и доводить до ума. В целом конструкция сделана с большим запасом прочности, конструкторы знали, что от их изделия не только потребуют возможного, но и попытаются добиться невозможного. Такие агрегаты работают уже не по одному десятку лет (с ремонтами, конечно). Ремонтируют их в основном сами владельцы, хотя есть и специализированные мастерские. По производительности «Кроты» с двигателем 2,6 л.с. не уступают импортным изделиям с моторами вдвое мощнее, а по возможности установки дополнительного оборудования даже превосходят их. Российские изделия пригодятся, прежде всего, тем, кто рассчитывает на свои силы и для которых ремонт в мастерской нежелателен или невозможен.

Тот же «Крот», но уже с итальянским двигателем — яркий пример смешанного решения.

Все нагруженные детали выполнены с отечественным запасом прочности, а импортный четырёхтактный мотор имеет мощность большую, чем российский собрат; требует к себе намного меньше внимания. Работает интернациональный культиватор гораздо тише. Ресурс итальянца вдвое больше, но если придётся ремонтировать, то доставать нужные детали несравненно трудней. В комплекте для ремонта есть только свечной ключ.

Полностью иностранный культиватор обладает всеми свойствами заграничной садовой техники. Лёгкий запуск, красивый вид, качественная покраска (долго не ржавеет), мало шума — вот достоинства «иностранца». Есть и недостатки. Он очень плохо переносит тяжёлые почвы и длительную работу без передышки. Сравните толщину ножей у этого красавца и у обоих «Кротов» — разница видна сразу. Если такие машины предназначались для тех, для кого работа на участке не более чем хобби, то конструкторы справились с задачей великолепно. Даже женщины могут управлять этими машинами, всё продумано так, чтобы пользователю не нужно было ничего или почти ничего уметь и знать, кроме простейшей инструкции. В садоводческих журналах на фотографиях импортных культиваторов обычно позируют красотки с маникюром, в светлых отглаженных брючках и лёгоньких открытых туфельках. Там, откуда они родом, не знают о том, что огороды можно городить и на заболоченном кочкарнике.

Ремонт иностранной техники сложен, детали очень дороги, мастерские редки и расположены только в крупных городах. Стоит помнить о том, что мастерские не универсальны, каждая в лучшем случае ремонтирует две-три марки, а чаще всего одну! Шанс на то, что это будет именно ваша марка, довольно мал, если вы не житель Москвы или Петербурга.

Подумав о «национальности» будущей покупки, задумаемся о необходимых свойствах, которые вы хотите видеть в новом механическом помощнике. Забудьте о красотках и туфельках. Работа, настоящая работа, а не рыхление хорошо подготовленного грунта с использованием культиватора или мотоблока очень тяжела и под силу только мужчине в крепких сапогах.

ДВИГАТЕЛЬ

Мощности 2—3 л.с. для культиватора и 5 л.с. для мотоблока вполне достаточно дачнику. На первый взгляд покажется, что всегда лучше четырёхтактный мотор: ресурс у него выше, шуму меньше и не приходится возиться с приготовлением рабочей смеси из бензина и масла. Однако цена четырёхтактного двигателя существенно выше, поэтому посмотрим по таблице 1, насколько весомы его преимущества перед двухтактником.

Таким образом, ясно, что выбор между двумя типами двигателей нужно делать, исходя прежде всего из объёма работы на участке. Для 6—8 соток приобретать дорогую технику стоит разве что для удовольствия, но отнюдь не из необходимости.

ЗАДНИЙ ХОД

Я считаю заднюю передачу очень полезной. Без неё, вздыбив грядку до конца, чтобы начать новый проход, придётся, напрягая силы, тянуть увесистый мотоблок назад по вспаханной, а бывает, ещё и мокрой земле. Гораздо приятнее, передвинув рычажок, дать культиватору самому откатиться назад, вам нужно только поспешать, чтобы он на вас не наехал. Это совсем нетрудно. У мотоблоков задний ход есть у всех.

СЦЕПЛЕНИЕ

Встречается сцепление, управляемое рукой, и автоматическое, которое срабатывает само при увеличении оборотов двигателя. Похожие механизмы используются на бензопилах, бензокосилках и даже на мини-мотороллерах. С «автоматом» проще работать, но гораздо лучших результатов удаётся добиться с ручным сцеплением. К тому же оно ещё и безопаснее. В отличие от мотоциклетного, где при нажатии на рычаг двигатель отсоединяется от трансмиссии, у культиватора и мотоблока всё наоборот. Нормальное положение — отключённое; чтобы рабочий орган заработал, надо нажать на рычаг и удерживать его. Предусмотрено это, чтобы при случайном отпускании рычага или падении человека рабочий орган сразу же остановился и никого не травмировал. При запуске двигателя с ручным сцеплением ножи остаются неподвижными. Культиваторы с автоматическим сцеплением ведут себя иначе. При пуске нужно монетку газа поставить на «максимум» и потом заводить. Мотор заводится, набирает обороты, сцепление срабатывает, и ножи начинают вращаться. Если они на земле, культиватор дёргается и пытается «убежать», если не касаются земли, нужно всегда помнить об опасности получить травму. При прохождении трудного (криволинейного, вокруг куста) участка, чтобы выполнить манёвр, приходится снижать скорость газом. При использовании ручного сцепления рабочий орган продолжает вращаться, пусть медленнее, но поступательное движение механизма не прекращается. Когда обороты падают у мотоблока с автоматическим сцеплением, ножи начинают проскальзывать и могут совсем остановиться. Чтобы продолжить работу, приходится добавить оборотов, но тогда труднее управлять механизмом и нужно искать компромисс. Когда одной рукой управляешь сцеплением, а другой газом, удаётся отыскать оптимальный режим, подходящий для конкретного момента работы. Мне больше нравится управлять техникой, а не вступать с ней в переговоры на равных.

ВЕС

У мотокультиваторов и лёгких мотоблоков этот параметр находится в постоянном конфликте с требованиями, которые предъявляют к такой садовой технике. Если механизм лёгкий, его удобно грузить, перевозить, им легко управлять, зато ножи будут не вгрызаться в землю, а слегка её царапать. Чтобы ножи входили в грунт, техника нужна тяжёлая, только тогда можно нормально работать. При большом весе пропадают достоинства, перечисленные выше. Стараясь сделать механизмы пригодными к работе и удобными в пользовании, конструкторы нашли довольно простой выход: предусмотрели возможность на лёгкий мотоблок устанавливать утяжеляющие грузы, а на мотокультиваторах используют умышленно утяжелённые колеса. С помощью такого решения с проблемой удалось справиться. Выбирая механизм, непременно стоит поинтересоваться, как именно на этом образце решается проблема веса. Возможно, дополнительное утяжеление не предусмотрено или предусмотрено, но в продаже нет нужных грузов. Это серьёзный повод задуматься о целесообразности покупки. Пусть продавец попытается развеять ваши сомнения.

То же самое касается и габаритов механизма. Работать хорошо — возить плохо и наоборот. У мотокультиваторов для удобства перевозки предусмотрена возможность путём частичной разборки значительно уменьшать габариты, настолько значительно, что его удаётся перевозить в багажнике или салоне обычной малолитражки класса ВАЗ. Лёгкие мотоблоки, не говоря об их более тяжёлых собратьях, возить в обычных машинах не представляется возможным. Если не брать в расчёт минивэны и большие внедорожники, то остаётся один выход — воспользоваться прицепом. У варианта с прицепом есть и ещё один существенный плюс: после доставки на место можно сразу начинать работу. При перевозке на прицепе не придётся столь тщательно отмывать механизм от грязи, налипшей на него. По своему опыту могу заверить, что мытьё и чистка занимают времени ничуть не меньше, чем непосредственно работа, для которой механизм покупался. С электрокультиваторами таких проблем гораздо меньше. Они не предназначены для тяжёлой работы, поэтому им не надо быть ни тяжёлыми, ни большими. Перевозить их можно в любой машине, а иногда даже просто положив в рюкзак.

ЦЕНЫ

Импортные вдвое дороже отечественных, цены на них зависят от марки применяемого двигателя. Разница в ценах может достигать почти 10 000 руб., что при отличии в мощности всего на 1 л.с. впечатляет.

МОЩНОСТЬ И ЦЕНЫ

Для культиваторов семейства «Крот» разница тоже существенна: от 12 000 руб. за полностью отечественное изделие до 17 000 руб., если оно укомплектовано японским двигателем (см. таблицу 2)

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПОЛЕЗНЫЕ, НО НЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ

Для лёгких и особенно для тяжёлых мотоблоков, если вам предстоит заниматься покосом или стрижкой больших газонов, очень полезно обзавестись адаптером. Адаптер — та же прицепная тележка, только с сиденьем вместо кузова. К адаптеру можно подвешивать плуг, окучник, грабли, с таким полезным приспособлением ваш мотоблок почти ничем не будет отличаться от мини-трактора.

При желании вполне возможно переделать мотокультиватор в электрокультиватор. Для этого выпускаются установочные комплекты, включающие электромотор, который ставится взамен бензинового, и всё необходимое для такой переделки. В целесообразности такой метаморфозы можно усомниться, но знать о самой возможности не лишне.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

Перед работой надо позаботиться о гардеробе. Лучшая обувь, безусловно, кирзовые солдатские сапоги. В них ноги будут достаточно надёжно защищены и от влаги, и от возможных травм. Чтобы сапоги не размокали и долго служили, рекомендуется на 12 часов обернуть их тряпкой, пропитанной подсолнечным маслом.

Брюки должны быть длинными и плотными, свободного покроя. При работе могут отлетать камешки, лететь крапивные листья, можно ненароком облокотиться о горячий глушитель. Шорты не защитят ни от чего.

Рубашка — тоже с длинными рукавами, которые должны быть обязательно плотно застёгнуты. Особенно это касается тех, кто работает с мотокультиватором или лёгким мотоблоком: у такой техники много длинных ременных передач, они запросто могут захватить свободные концы одежды. По тем же причинам нельзя использовать агрегат со снятыми защитными кожухами.

На голову стоит надеть шляпу с широкими полями. Такой головной убор защитит не только от зноя, но и от всякого мусора, который сыпется за шиворот.

Не будет лишним воспользоваться наушниками, которые уберегут ваш слух от грохота двигателя и последующей головной боли, а также защитными очками или прозрачным щитком.

Работа на земле — тяжёлая работа. Конечно, механизмы её существенно облегчают, но сами, без вас, они всё равно ничего делать не будут. Не сомневайтесь, пота придётся пролить немало даже с самым лучшим мотоблоком. К приобретенной технике надо будет ещё привыкнуть. Рекомендуется, например, не ставить сразу весь набор культиваторных ножей. Осваивая мотоблок, лучше начинать работать с половинным комплектом. И даже в этом случае на приобретение необходимых навыков придётся потратить силы и время. Культиватор то пытается зарыться в землю, то резво мчится по грядкам, ничего не вскапывая. Борозды сначала получаются кривыми, а сама машина норовит упасть на бок.

Советую делать так: вначале заглубляем сошник и даём ножам зарыться в землю. Потом поднимаем сошник и позволяем культиватору продвинуться вперёд на 25 см, после чего опять вдавливаем сошник в почву. Постепенно приходит навык погружением сошника регулировать скорость и глубину обработки земли. Чтобы культиватор не падал на бок, старайтесь всем ножам давать одинаковую нагрузку. Если левая сторона идёт по мягкому, уже вспаханному грунту, а правая — по целине, то левая будет закапываться гораздо быстрее и тормозить, а правая, не заглубляясь, постарается обогнать левую. При этом машина будет пытаться повернуть влево и опрокинуться. Пусть обе стороны идут по равноценному грунту — или по целине, или по вспаханному.

Не пытайтесь за один проход прокопать на полную глубину, особенно если работаете по целине. Лучше сделать два прохода с заглублением наполовину возможностей.

ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ИСПРАВНОСТИ

Рабочее состояние садовой техники — грязное. Ничего с этим не поделаешь, земля летит и склеивается в комья, травяной сок прилипает к любой поверхности намертво, пух от одуванчиков проникает в малейшие зазоры. Износ техники в таких условиях идёт ускоренным темпом. Поэтому, когда кончили работать, не откладывая, помойте и почистите агрегат. Пока грязь на засохла, её можно довольно просто удалить струёй воды из садового шланга и жёсткой кисточкой. Не ленитесь чаще заменять масло, лучше это сделать чуть раньше положенного, чем позже. Особенно внимательно следите за целостностью сальников и уплотнений. Если они порвутся, абразивная грязь попадёт внутрь и ресурс вашего стального коня сократится с тысяч часов всего до какой-нибудь дюжины.

Другие статьи из рубрики «Новое в бытовой технике»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее