ГЕНЫ И БОЛЕЗНИ: СВЯЗЬ НЕ ТАК ПРОСТА

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: «Economist» и «New Scientist» (Англия), «Bild der Wissenschaft», «Geo», «Natur + Kosmos» и «Welt der Wunder» (Германия), «Science News» и «Wired» (США), «Le Journal du CNRS», «La Recherche» и «Science et Vie» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

Примерно так выглядит «генный портрет» человека после того, как к каждому из четырёх оснований ДНК присоединили молекулу особой краски, светящейся под лучом лазера.

С тех недавних пор, как был прочтён геном человека, в мире возникло множество фирм, готовых проанализировать вашу ДНК, найти опасные гены и дать полезные рекомендации по здоровому образу жизни и пищевым добавкам, которые могут смягчить или даже предотвратить заложенную в генах вашу медицинскую судьбу. Для анализа достаточно провести ватным тампоном по внутренней поверхности щеки — на вате останутся клетки эпителия, ДНК которых можно прочитать. Конечно, ДНК изучают не бесплатно — в Англии, например, такой анализ стоит 825 фунтов стерлингов, в США — более тысячи долларов. Одна из занимающихся этим компаний анализирует 46 ключевых генов, позволяющих с большей или меньшей достоверностью предсказать появление проблем с сердцем и сосудами, рака лёгких, рака простаты и ожирения с диабетом.

Однако пока эта область биолого-медицинской деятельности не регулируется никакими законами. Методы и аккуратность работы таких фирм никем не проверяются и не лицензируются. Компания даже не обязана доказывать, что предлагаемые анализы и последующие рекомендации имеют научную или клиническую ценность. Между тем связь определённого гена с определённой болезнью может быть установлена только на достаточно большом материале обследованных — не менее 5000 человек.

Нет сомнений, что наследственность влияет на риск заболеть тем или иным недугом. Так, присутствие у женщины недавно открытых генов BRCA1 и BRCA2 на 50—80% увеличивает вероятность рака молочных желёз (см. «Наука и жизнь» № 5, 2007 г.). Поэтому некоторые американки, обнаружив опасные гены в своём анализе, заранее идут на операцию по удалению молочных желёз, тем более, если в семье были случаи такой болезни. Но ещё 32 гена, подозревавшиеся во влиянии на появление опухоли, недавно реабилитированы. А, например, болезни сердца зависят не от одного-двух, а от множества генов, каждый из которых увеличивает риск болезни лишь ненамного. С ожирением связаны более 600 генов, но лишь один из них повышает вероятность ожирения на 70%.

И кроме генов действуют другие факторы. Например, ген ApoE4 усиливает выработку холестерина, что вредно для сердца и сосудов, но заболеет его носитель или нет, гораздо больше зависит не от наличия гена, а от того, курит ли этот человек, сколько ест сахара и жиров, живёт на природе или в большом городе и каковы его физические нагрузки. Учёные начинают сейчас понимать, что образ жизни и факторы среды могут больше влиять на здоровье, чем наследственность. Увлечение «судьбоносностью» ДНК проходит.

На снимке, сделанном в электронном микроскопе с увеличением в 26 000 раз, показаны гены в процессе работы. Тонкая нить — это ДНК. Треугольные образования на ней, состоящие из нитей постепенно возрастающей длины, — синтезируемая РНК, которая в дальнейшем передаст генетические инструкции для синтеза белков рибосомам. Каждый треугольник — отдельный ген