ЗАЩИТА ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ ОТ ЛУЧЕВОЙ БОЛЕЗНИ

Р. М. АЛЕКСАХИН, Н. Н. ИСАМОВ, А. П. РУДАКОВ, Е. В. СИДОРОВА. Дезактивация животных при выпасе их на загрязненной радионуклидами территории. «Доклады РАСХН» № 3, 2004, стр. 35—37.

По существующим правилам дезактивации сельскохозяйственных животных, если те окажутся на пастбищах, загрязненных радионуклидами, используются поверхностно-активные и моющие вещества, применявшиеся в 60-х годах прошлого века. Сейчас многие из них уже не производятся.

Исследователи из Всероссийского НИИ сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии провели модельные эксперименты, в ходе которых на образцы шкур крупного рогатого скота, овец и коз напыляли имитаторы радиоактивной пыли — полидисперсные частицы размером от 50 до 160 микрон. Для дезактивации применяли по семь образцов современных чистящих порошков и жидких моющих средств отечественного и зарубежного производства, в том числе шампуни для волос. Условия дезактивации варьировались по срокам проведения и по методам (сухой или влажный).

Сухой метод обработки хорошо известен и считается простым и экономичным. Технология дезактивации заключатся в чистке щетками или вениками, однако при этом радиоактивное заражение снижается лишь на четверть. Кроме того, радиоактивная пыль, поднимаясь в воздух, попадает и на одежду, и на открытые участки кожи персонала.

Стрижка овец, которую в хозяйствах проводят в апреле—мае, в другое время года явно не подходит для дезактивации. Причем для большей эффективности животное сначала следует вымыть, а уже потом стричь: тогда на шкуре и шерсти остается совсем немного вредных частиц.

Не менее важны сроки обработки. Простое обмывание животного водой в пределах часа после заражения позволяет удалить с него до 98% частиц. А через сутки водой смывается только лишь четвертая часть радионуклидов.

Применение чистящих и моющих средств эффективно даже спустя сутки. Если помыть овец раствором моющего средства, то удается избавиться от большинства частиц-загрязнителей.