КАУЧУК ИЗ ПОДСОЛНУХА

Кандидат химических наук Т. ЗИМИНА

Ученые центра "Биоинженерия" РАН приступили к созданию трансгенных растений третьего поколения - растений-фабрик, способных производить биополимеры, вакцины, горючие и смазочные материалы и т.д.

Одна из потребностей сегодняшнего мирового рынка - натуральный каучук, его рынок оценивается в 10 млрд долларов США (6 780 000 тонн). Ученые центра решили добывать каучук из генетически модифицированного подсолнечника и недавно начали работы по его созданию. Однако быстрому получению "каучуконосного" подсолнечника мешает недостаток фундаментальных знаний о функционировании генома высших растений. В частности, пока нет ясного понимания того, какие молекулы "включают" и "выключают" работу генов в ДНК растений. Поэтому одна из первоочередных задач сегодня - выяснение механизма синтеза генов-каучуконосов. Сейчас ученые работают над генетической трансформацией хлоропластов подсолнечника - безъядерных клеток, способных воспроизводить огромное число нужных генов (до 10 тыс. копий на одну клетку).

В центре уже создана трансгенная пшеница, устойчивая к вредному клопу-черепашке. При поражении зерна этим вредителем пшеница плохо всходит. Для борьбы с насекомым ученые предложили способ поражения его системы пищеварения. Они выявили и ввели в клетки пшеницы ген, который ответственен за синтез белка, блокирующего выработку у черепашки пищеварительных ферментов - амилазы и протеазы. Задача была не из легких, поскольку эти же пищеварительные ферменты есть и у человека. Требовалось найти высокоспецифичный ген, не меняющий активность аналогичных "человеческих" ферментов. Сейчас пшеница, устойчивая к клопу-черепашке, проходит полевые испытания.