РАЗУМНОЕ ЖИВОТНОЕ

О. ВИЛЬЧЕНКО.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

“Спору нет, время от времени “человек” и впрямь звучит гордо, но стоит только бросить взгляд на историю рода людского, как восторгов сразу же поубавится. Великий пролетарский писатель и основоположник социалистического реализма был все-таки слишком большим оптимистом. Каннибализм, человеческие жертвоприношения, жестокое преследование иноверцев, костры святой инквизиции, истребление целых народов, локальные и мировые войны, чудовищные социальные эксперименты — вот далеко не полный перечень злодеяний рода Homo. Праведники, подвижники и бессребреники были во все эпохи, однако они погоды не делают. Бал всегда правили корыстолюбцы и пройдохи всех мастей, выдирая с корнем слабые ростки альтруизма...

.. В конкурентной борьбе успехи Homo sapiens бесспорны. Его агрессивность, исключительная изобретательность и поразительная пластичность всегда были выше всех похвал. В конце концов, это чуть ли не единственный биологический вид (среди крупных позвоночных), сумевший занять все экологические ниши на планете. Бодро прошагав по нашему небольшому шарику, Homo sapiens не оставил братьям своим меньшим ни единого шанса”.

Так Лев Шильник, писатель, популяризатор науки, человек широкой эрудиции и глубокого естественно-научного образования, начинает свою книгу “Разумное животное. Пикник маргиналов на обочине эволюции”. Нет для человека интереснее предмета изучения, чем он сам. А уж такая тема, как биография Homo sapiens, в последние годы вновь стала полем ожесточенных дискуссий и даже предметом судебных разбирательств. Еще не выветрилась из памяти история неразумной девочки, подавшей по наущению своего папы иск в суд то ли на Министерство образования, то ли на авторов учебника биологии, то ли на самого Дарвина. У девочки, кстати, нашлось много сочувствующих. Оно и понятно: подавляющее большинство граждан упорно не хочет происходить от обезьяны. И невдомек этим гражданам, что сомневаться в обезьяньем облике наших предков сегодня просто неприлично. Нельзя же, в самом деле, походя проигнорировать богатейший арсенал фактов и неопровержимую доказательную базу археологии, антропологии, биологии, медицины, генетики, лингвистики, бихевиористики и многих смежных наук!

Да что наука! Стоит только слегка “поскрести” человека, и без труда обнаружишь притаившегося на дне души зверя.

Лев Шильник сделал эту работу за нас — он “поскреб” человека. И перед читателями открылась богатейшая мастерская природы и эволюции — этих слепых конструкторов, создавших Homo sapiens из маргинальных элементов, прозябавших на обочине эволюционного процесса.

Человек получился ветреный, как верветка, и ревнивый, как павиан. Его самка — гиперсексуальной (и потому люди спариваются не только с целью оплодотворения). Ему свойствен каннибализм — своих соплеменников он употреблял в пищу часто и с удовольствием. Ну а то, что люди убивают друг друга чаще, чем любой другой вид животных, бесспорный факт.

Слово автору: “Беда в том, что человек эволюционировал слишком быстро. Неторопливая природа попросту не успела должным образом обтесать свое очередное творение. Привыкшая действовать методом проб и ошибок, она наивно полагала, что впереди у нее вечность. Когда сообразительный двуногий примат догадался вооружиться острым камнем, овладел огнем и заговорил, генетическая полноценность популяции отступила на второй план. Социальность стала властно попирать биологию. Заработали совсем иные, незнаемые прежде факторы, и первой среди равных была конечно же членораздельная речь. Речь необычайно расширила приспособительные возможности наших далеких предков, позволив передавать от поколения к поколению большой объем информации. Умный человек в значительной степени освободился от жесткого давления отбора и немедленно окружил себя второй, рукотворной, природой, где работали уже совсем другие закономерности.

Но ничто не дается даром. Человек продолжает оставаться заурядным творением природы, как инфузория туфелька или овцебык, хотя и претендует на лидерство. Биология никуда не делась. Ничего нельзя приобрести, не утратив, и история рода Homo — лучшее тому подтверждение. Восстав против диктата естественного отбора, человек выставил преграды на пути биологической эволюции. И что получилось? Человек, отгородившись культурой от природы, вышел каким-то нелепым. Не венец творения, а форменный маргинал”.

Увы, но это правда. Та самая горькая правда, которая все же лучше сладкой лжи. Тем, кто предпочитает правду, а точнее истину, и адресована книга Шильника. Издательство “ЭНАС” выпустило ее в серии “Homo incognitus”, что означает “человек непознанный”. Выпустило в надежде на то, что время познания не закончилось и Homo sapiens, стремящийся к познанию, не перевелся на нашей планете.

Другие статьи из рубрики «Маленькие рецензии. Новые книги»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее