НЕ ПОТЕРЯТЬ БЫ НАМ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ...

Член-корреспондент РАН В. ЛЕБЕДЕВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, директор Научного геоинформационного центра РАН.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Фото Н. Домриной.

Человек имеет свои пределы, которые преступить нельзя. Их можно отодвигать, но какого Человека мы тогда получим?

Своими полетами в Солнечной системе мы, по сути, зондируем пределы досягаемости в космическом пространстве, которые нам по силам осваивать. Этот процесс раздвигания границ можно проследить на всем протяжении обживания Земли. Разум вывел человека на путь технологического прогресса, и тот стал диктовать темп движения, противопоставив человека Природе. Он поверил в свое могущество и, утрачивая связи с Природой, возомнил себя ее хозяином. Время показывает: цивилизация по такому пути далеко не уйдет, она заблудится во Вселенной, сколько бы зарубок там ни оставляла своими техническими творениями, потому что она безмерна, а жизнь конечна, и нам отводится только ее миг.

Задумываясь о будущем, мы связываем его с обживанием космоса, рассчитывая на безграничные возможности развития техники и полагая, что человека можно всегда с ней совместить. Но картина резко изменится, если посмотреть на эту перспективу со стороны человека.

Человек имеет множество ограничений по воздействию на него физических и психофизиологических нагрузок, тем более в космосе, где он находится в замкнутой среде корабля с регенерируемой атмосферой, водой, пищей, при отсутствии гравитации, под воздействием солнечной и космической радиации. В этих условиях ему необходимо поддерживать достаточный запас жизненных сил, чтобы сохранить себя для работы и преодоления трудностей в непредвиденных ситуациях.

При всей устойчивости к разного рода воздействиям человек имеет порог прочности, за которым неизбежен слом. Поэтому нельзя безграничные возможности техники ставить вровень с возможностями человека. Проникновение человека в дали космоса ограничено природой, так как он встроен в биосферу своей планеты, и всякое стремление приспособиться к чуждым для него условиям обитания ведет к созданию существа иного вида, отличного от нас. Это путь к вырождению людей как детей Земли. Нам придется конструировать себе подобных, чтобы привести в соответствие возможности техники и тех, кто будет обживать глубины космоса.

На этом пути неизбежно разделение человечества на тех, кто сохранит свое естество, и тех, кто будет приспособлен к жизни в чужеродной для нас среде. Они будут другими — не человек и не машина, от биотехнологии они получат надежность, устойчивость, от нас — возможно, сохранят телесную структуру, внешность, но в их оболочке не будет места Душе, которой нас наделяет Природа, делая людьми, и мы ей либо даем раскрыться во всей красоте и богатстве, либо угнетаем властью разума.

Сколько ни существует человек, его разум ищет согласия с душой, и она обрела свойство откликаться, настраиваться на его зов, принимая или не принимая наши действия и поступки. С молоком матери передается духовная восприимчивость. Из нее произрастает сознание, которое объединяет нас, скрепляя мир. Без этого всё рассыплется.

Пытаясь создавать искусственный интеллект, мы вкладываем в него ход своих мыслей, их логику в поиске путей достижения конкретной цели. Делаем шаг, за ним следующий и так далее. Этот конвейер затягивает нас, лишая видения далекой перспективы, когда вместо горизонта смотрим под ноги. Отдаваясь на волю прогресса, мы полагаем, что с ним связано только благо, не задумываясь, что это может привести к подмене человека. Уже сейчас в лаборатории нейроинженерии в техническом институте штата Джорджия (США) создали биокомпьютерную систему, в которой робота подключили к нейронам, выращенным из мозга крысы, и система, получая информацию об окружающей среде, меняет свое поведение, обучаясь в процессе движения. Этот пионер из поколения будущих биороботов показывает, сколь огромным может быть влияние технологических достижений на человеческую жизнь. На каком-то этапе у биороботов сформируется машинное сознание со своей картиной мира, в котором найдут отражение и наши недостатки, потому что их творцы — мы, люди. Создавая биороботов, мы, по сути, берем на себя роль Творца, но, не зная глубины его замысла, занимаемся копированием себя. Со временем мы получим подобных нам существ. Чем шире мы будем их использовать и чем дальше отправлять в космос, тем совершеннее они будут становиться и когда-то придут к самовоспроизводству. Тем самым создадутся условия для формирования техногенной цивилизации.

Сегодня, создавая генетически модифицированные продукты и добиваясь определенных качеств (привлекательного внешнего вида, вкусовых свойств и т. д.), мы не всегда можем оценить степень опасности их отдаленных последствий для организма. Так же будет и с теми, кого породим. На каком-то этапе они могут трансформироваться в нечто, удаляющееся от нас.

Стирая грани между человеком и созданиями, похожими на нас, наделив их способностью осознанно действовать, нам неподвластно вселить в них душу — основу духовного сознания.

Чувства, интуицию, воображение в искусственный разум не вложишь, а значит, созданным существам нас никогда не понять. Они не смогут воспринять наш духовный мир, как недоступно им многообразие оттенков нашей жизни. Так, журчание воды бегущего ручья для них будет лишним шумом, им непостижимо понять музыку, живопись, искусство, ощутить выражение наших глаз. А потому они будут рассматривать нас с позиции своих способностей действовать рационально, в чем мы будем, конечно, им уступать. Но на каком-то этапе мы можем утратить над ними контроль, и тогда придется защищаться от посягательств техногенной цивилизации, чтобы противостоять влиянию существ, порожденных нами для необъятных просторов Вселенной.

Чтобы всерьез озаботиться своим местом в будущем, необходимо переосмыслить мироустройство на Земле, заменив политику раздоров по религиозному, культурному, расовому признаку на согласие, иначе потеряем главное — духовность своего мира, его человечность. Не решив проблему качества жизни, не сломав множество догм и предрассудков, рожденных на долгом пути нашего развития, нам не спуститься с горы раздоров, вершина которой уходит в космос. Для этого надо признать высшей ценностью человеческую жизнь и здоровье планеты. Всё, что нас окружает, — это дар Природы, который мы должны сохранить, а вместе с тем сохранить

и себя, в согласии Разума с духовными и нравственными ценностями. В этом выход человечества из раскручивающейся спирали технологического прогресса, который неизвестно куда нас занесет и неизвестно что оставит на Земле.

Размышляя об этом, приходится опираться на существующие и предвидимые научно-технические достижения. Вероятно, есть и другие, непостижимые по сегодняшним представлениям, возможности преодоления пространств Вселенной и связи с ее мирами на другом физическом и информационном уровне.

Жизнь — такое же свойство Вселенной, как Пространство и Время. Наши измерения условны — привязаны к Земле, поэтому об окружающем мире мы судим, исходя из них, а жизнь существует в бессчетном, как звезды, многообразии форм, о которых мы можем только догадываться. Ни один организм на Земле не существует изолированно. Так же и во Вселенной — жизнь едина во всем ее разнообразии, взаимодействуя по неведомым для нас каналам за горизонтами наших представлений.

В свое время Копернику удалось преодолеть стереотипы мышления и, взглянув на Землю со стороны Солнца, постичь устройство Солнечной системы, совершив подвиг ума. Чтобы понять жизнь Вселенной, также необходим поворот мысли — озарение. Если это кому-то удастся и окажется, что мы не одиноки в мироздании, то когда-нибудь услышим зов другой цивилизации или найдем способ заявить о себе. Отпадет необходимость полетов человека дальше Солнечной системы, все ограничится ее пределами как среды обитания человечества. Железу и плоти доступны лишь ее окраины, а общаться с мирами Вселенной будем на информационном уровне.

Каждое поколение, как набегающая волна, несет свою энергию, а последующая, подхватывая ее, противодействует откату. Волна за волной намывает из глубин опору будущего, слагая материк нашей истории. Все рыхлое размывают следующие волны, оставляя твердь творений в искусстве, науке и т. д. И Человечество, продвигаясь вперед, опирается на эти столпы обозримого прошлого с его недоступной бездной, а дорога, по которой идем, оставляя след, сплетается с наследием других миров в единство гармонии всеобщей жизни.

Это хрупкое богатство не возрастает само по себе, его надо оберегать, подпитывать, насыщать. Без него не преодолеть барьеры антипатий и взаимных претензий, сложившиеся веками между народами, странами и религиями, которые не позволяют подняться до мироустройства в интересах большинства людей. В поисках будущего необходимо прийти к торжеству разумного на нашей планете, иначе выпадем из жизни Вселенной, нарушив ее гармонию.

По предложению крымской астрофизической обсерватории Комиссия по названиям малых планет международного планетного центра присвоила астероиду 10015, открытому 27 сентября 1978 года сотрудником обсерватории астрономом Людмилой Черных, имя космонавта В. В. Лебедева. Отныне астероид носит название (10015) Valenlebedev = 1978 SA5.

Другие статьи из рубрики «Раздумья ученого»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее