ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "New Scientist" и "Fortean Times" (Англия), "PM Magazin" (Германия), "Natural History", "Science News" и "The Week" (США), "Ciel & Espace", "Recherche", "Science et Vie" и "Science et Vie Junior" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

- По данным китайского Института географии и лимнологии, около 600 километров Янцзы - самой длинной реки Азии - необратимо загрязнены и почти 30% ее основных притоков серьезно отравлены.

- Среднее число попыток бросить курение до полной победы над этой привычкой обычно составляет семь раз.

- Биомасса сельскохозяйственных животных, разводимых человеком, составляет сейчас 20% биомассы всей сухопутной фауны.

- Австрийские биохимики показали, что в поте человека содержатся 373 летучих соединения, которые в сумме и образуют индивидуальный запах каждого из нас.

- Правительство Австралии намерено в ближайшие пять лет полностью запретить продажу и использование обычных электролампочек накаливания. Они будут заменены компактными лампами дневного света, которые ввинчиваются в обычный патрон, тратят в пять раз меньше энергии и служат в 10 раз дольше. Два года назад подобную кампанию начала Куба, и такой же закон рассматривается в Калифорнии.

- Кальция во Вселенной в полтора раза больше, чем считали до сих пор. Это показал рентгеновский телескоп на спутнике XMM-Newton, созданный Европейским космическим агентством.

- Взвесить молекулу, вирус или другой объект, тянущий всего на миллиардную долю тысячной доли миллиграмма, позволяют весы, созданные в Калифорнийском технологическом институте (США). Причем взвешивание проводится в обычных условиях, а не в вакууме при сверхнизких температурах, как у других сверхчувствительных весов.

- Итальянские биологи вывели сорт томатов, который можно поливать морской водой. При этом он накапливает большое количество веществ, полезных для сердца и сосудов.

- В окаменевших стволах хвойных деревьев возрастом 168 миллионов лет, найденных в Польше, обнаружены молекулы веществ, входящих в состав скипидара. Это самые древние дошедшие до нас органические молекулы, выработанные живым существом.

- Французская химическая фирма "Аркема" создала добавку, которая понижает температуру плавления битума на 50 градусов Цельсия. Добавка позволит экономить на дорожных работах в Западной Европе по 700 тысяч тонн горючего в год, и снизит вероятность ожогов у рабочих.

- Неожиданное следствие глобального потепления: в ближайшие сто лет интенсивность ветра на территории Франции уменьшится на 10%, что плохо отразится на ветроэнергетике страны.

- Ученые из Океанологического университета в Циньдао (Китай) предлагают при варке раков облучать кастрюлю ультразвуком. Это уменьшает опасность аллергии, вызываемой у некоторых людей определенным белком рачьего мяса.

- Как утверждают китайские специалисты, вопреки распространенному мнению, Великая Китайская стена не видна космонавтам с орбиты простым глазом. Максимальная ширина стены на некоторых участках - 10 метров, а линию такой толщины человеческий глаз способен заметить с расстояния не более 36 километров. Спутники же летают на высоте не менее 200 километров.

- Африканское озеро Чад высыхает. За последние 40 лет его площадь уменьшилась в 10 раз. Если так будет продолжаться дальше, через 20 лет оно полностью исчезнет.

- С поверхности тела человека ежеминутно отшелушиваются 50 миллионов отмерших клеток кожи.