РАСТЕНИЯ ПОМОГАЮТ РАСТЕНИЯМ

Н. БЕРСЕНЕВ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ РЕГУЛЯТОР РОСТА

Гербамин делает цветы гораздо ярче, да и зацветают они раньше.
Цех, где производится Эффектон.

В последние годы большой популярностью за рубежом пользуются экологически чистые удобрения, приготовленные на основе трав или морских водорослей. Одно из таких удобрений, поступающее в продажу на российский рынок, - Гербамин. Поставщик нового продукта: ООО СХП "Селигер-Агро", официальный дистрибьютер фирмы "Herbamin industries cyprus ltd".

Основа Гербамина - экстракт 11 видов лекарственных растений. Удобрение содержит макро- и микроэлемен ты, аминокислоты, витамины и регулятор роста гибберсиб. Так что по своей сути Гербамин одновременно и быстродействующее удобрение, и органический регулятор роста. Все входящие в его состав элементы находятся в водорастворимой форме, они хорошо усваиваются растениями и ускоряют рост.

Гербамин растворяют в воде в соотношении 1:20, поливают или опрыскивают им растения два раза в течение сезона: первый раз - при появлении 2-3 листьев, во второй раз - в стадии цветения (бутонизации). Гербамином поливают вновь посаженные саженцы или уже растущие деревья и кустарники, что приводит к образованию у них новых корней. Используют его и на посадках овощей, в результате на 20-25% увеличивается урожай.

Годится Гербамин для подкормок газонов. Траву удобряют после каждой стрижки в течение всего сезона, что ускоряет ее отрастание и приводит к образованию многочисленных новых побегов.

Гербамин считается идеальным удобрением для роз и гвоздик, чаще всего его используют для внекорневых подкормок. Обработку начинают в период отрастания побегов и проводят регулярно два раза в месяц. Удобренные растения отличаются более яркой окраской листьев и цветков, продлевается их цветение, и становятся более крупными бутоны.

Неплохие результаты получены при использовании Гербамина в процессе укоренения черенков цветочно-декоративных культур.

СРЕДСТВО ОТ ПУСТОЦВЕТА

Еще перед Второй мировой войной, в 1938 году, японский профессор Ябута из микроскопических грибов выделил стимуляторы роста растений, названные впоследствии гиббериллинами, а в 1954 году в США и Англии начали их промышленный выпуск. Найденные вещества были абсолютно безвредны для человека и являлись продуктами жизнедеятельности самих растений. Содержатся они буквально в каждом цветке, хотя и в ничтожно малом количестве. Вырабатываются гиббериллины зародышем семечка при оплодотворении любого цветка естественным путем.

Стоит в определенное время внести дозу гиббериллинов, буквально десятимиллиардную часть чистого вещества - и любое растение не просто ускоряет свою жизнедеятельность, а дает больше плодов даже при отсутствии опыления, без пчел и шмелей. Гиббериллины помогают завязываться плодам при заморозках и при полном отсутствии естественного оплодотворения, правда, образующиеся тогда партенокарпические плоды могут не содержать привычных косточек и семян. Потребительские же их качества только выигрывают, поскольку основная энергия и питание растений тратятся исключительно на формирование мякоти плодов, в них повышается содержание сахара и витаминов.

Еще в 60-е годы американским исследователям удалось доказать резкое повышение морозоустойчивости цветковых почек у вишни, черешни, персика, яблони при опрыскивании деревьев раствором гиббериллинов во время цветения и в период интенсивного роста побегов. В результате урожайность плодов неизменно повышалась в 2,4-3,3 раза. Обработка семян салата и других овощных культур давала и вовсе неожиданный эффект: быстро прорастали даже туговсхожие семена и те, которые находились в состоянии глубокого покоя и не поддавались пробуждению никакими другими способами. Быстрее росли петрушка, укроп, сельдерей, и на 40% увеличился их урожай.

Заметно влияют гиббериллины почти на все декоративные цветы: в результате обработок приближается время их цветения и образуются очень крупные соцветия у роз, флоксов, георгин, гладиолусов. На две недели раньше обычных сроков распускаются непривычные гигантские бутоны астр.

И все же самое главное назначение гиббериллинов - воздействие на завязываемость цветков совершенно разных плодово-ягодных и овощных культур (от груши до томата) при неблагоприятных погодных условиях и при отсутствии опылителей. Именно к такому выводу пришли недавно специалисты Агрономического селекционного общества в Москве, проводившие в последние два года широкие производственные испытания гиббериллинов.

Особый результат был получен на посадках садовой земляники: обработка разных ее сортов повысила урожай более чем вдвое. Оптимальной оказалась концентрация вещества 50-75 мг на 1 литр воды. Растения опрыскивали трижды: в самом начале цветения, а затем с интервалом 5-7 дней. В результате количество цветоносов удвоилось, а средний вес ягод возрос на 44%. Подобные положительные эффекты возможны только при достаточном минеральном питании растений и верном подборе дозы вещества.

В прошлом сезоне установлено положительное влияние гиббериллинов на ускорение развития саженцев. Так, двукратное опрыскивание молодых листьев укоренившихся черенков черной смородины (20-60 мг на 1 литр) более чем на 50 процентов усилило рост их побегов и ветвление. В результате полугодовалые саженцы ничем не отличались от двухлетних. А обработка цветков заметно увеличила размер ягод даже у мелкоплодных сортов. Возросло в них и содержание витамина С - с 167 до 222 мг%.

На основе природных гиббериллинов в Новосибирской области на Бердском заводе биологических препаратов сейчас налажен выпуск концентрированного биопрепарата - Гибберсиб в таблетках. До сих пор садоводам был известен порошкообразный Гибберсиб, где действующее вещество содержится в гораздо меньшей концентрации, поэтому для лучшего завязывания плодов более пригодны именно таблетки.

Приготовление водного раствора Гибберсиба и особенности опрыскивания зависят от потребностей конкретной культуры. К примеру, у томатов опрыскивают 2-3 раза цветущие кисти, растворяя одну таблетку препарата в 1 литре воды. Таким же раствором обрабатывают цветки груши, а для вишни он должен быть в 2-4 раза концентрированнее. Некоторые же сорта овощных и плодово-ягодных культур и вовсе требуют "индивидуально го" подхода. При подборе для них оптимальных доз и сроков обработки нужны дальнейшие эксперименты. Свой вклад в практическое использование столь нужного на многих садовых участках вещества могут внести и садоводы-любители.

УДОБРЕНИЕ, КОТОРОГО ЖДАЛИ МНОГИЕ

Научно-производственная фирма по новым биотехнологиям экологически чистой продукции для сельского хозяйства "БиоТех" в городе Твери в содружестве с учеными Тверского политехнического института разработала новое биологически активное, экологически чистое удобрение Эффектон. Получают Эффектон в результате активного компостирования торфа с внесением в него минеральных добавок, сланцевой золы или известковой доломитовой муки, хлористого калия и фосфоритной муки. Предназначено оно для выращивания любых сельскохозяйственных культур в открытом и закрытом грунтах.

Новое удобрение почти в 4-5 раз эффективнее обычного навоза, а в отличие от него не вносит в почву сорняки и болезнетворные микроорганизмы. Содержит оно все необходимые элементы питания в доступной для растений форме. Выпускается в виде пасты и разводится водой до требуемой концентрации. Фактически служит органическим стимулятором роста в жидком виде.

Эффектон вносится в почву в качестве основной заправки, используется для предпосевной обработки семян, корневой и внекорневой подкормок. Нормы расхода: при внесении в почву - 10-30 кг на 100 кв. м, при поливе - 200-300 г на 10 л воды, при опрыскивании - 20-25 г на 10 л воды. Поливают: в первый раз - при высадке рассады, повторно - по всходам, далее - 3-5 раз через каждые 10-14 дней.

Опрыскивание проводят с интервалом 10-12 дней при расходе 2-2,5 л раствора на 100 кв. м. На весь сезон при полном исключении минеральных и других удобрений потребуетс я 150-300 г препарата на 1 кв. м.

Жидкая фракция Эффектона содержит как элементы питания, так и ферменты, витамины, вещества гумусовой природы, которые стимулируют образование корней, активизируют процессы дыхания и фотосинтеза, способствуют лучшему использованию элементов питания, повышают устойчивость растений к резким колебаниям температуры, влажности и загрязненности воздуха, к болезням и вредителям.

Наиболее результативен Эффектон на бедных, истощенных почвах, например на торфяных и песчаных. Особенно перспективно применение этого удобрения в районах Крайнего Севера - как при выращивании различных сельскохозяйственных культур, так и для восстановления нарушенного почвенного покрова. Эффектон обеспечивает улучшение структуры почвы и ее водно-воздушного режима, благотворно влияет на развитие микрофлоры и сохранение в почве запасов гумуса, стимулирует процесс корнеобразования и закрепления растений в почве даже в условиях вечной мерзлоты.

Предварительные исследования показали, что Эффектон способен снизить уровень содержания радионукли дов в сельскохозяйственной продукции. Так, испытания, проведенные на дерново-подзолистых почвах, загрязненных радиоизотопами в Киевской и Брянской областях во время Чернобыльской аварии, показали, что применение Эффектона приводит к снижению содержания радионуклидов в выращенной продукции не менее чем на 15%.

Эффектон награжден золотой медалью Выставки достижений народного хозяйства. Производитель и поставщик удобрения на российском рынке - сельскохозяйственное предприятие "Селигер-Агро".

Испытания и разработка приемов использования Эффектона проводились с 1989 года Всероссийским НИИ использования мелиорированных земель, Всероссийским институтом льна, Центральной торфо-болотной опытной станцией, Таллиннской проектно-изыскательной станцией химизации сельского хозяйства, Научно-производственным объединением "Среднеуральское". В течение 1-3 лет опыты ставились на огурцах, томатах и цветах в защищенном грунте, а также на картофеле, овсе, ячмене, кукурузе, озимой ржи, льне, люпине, гречихе, однолетних травах в Тверской, Московской, Нижегородской, Екатеринбургской, Магаданской областях и в Прибалтике.

В результате установлено, что применение Эффектона ускоряет процесс цветения и образования плодов, сокращает сроки созревания урожая, до 40% повышает урожай томатов и огурцов и на 10-25% - других сельскохозяйственных культур.

Действие удобрения проявляется не только в первый, но и во второй год после внесения в почву.

Другие статьи из рубрики «Бюро справок»

Поскольку Эффектон - продукт жизнедеятельности анаэробной микрофлоры, при длительном хранении в бутылке происходит скопление газов. Прежде чем ее открыть, опустите горлышко в емкость с водой, предназначенной для использования в качестве подкормки, и, повернув крышку, выпустите газ.