КАК "УВИДЕТЬ" ЧАСОВЫЕ ГЕНЫ

Наука и жизнь // Иллюстрации

В клетках супрахиазматического ядра (СХЯ) "работают" часовые гены, активность которых совпадает с суточными ритмами организма. На снимке показана активность генов Пер1, Пер2 и Пер3 в зависимости от времени суток. Срезы супрахиазматических ядер мышей извлекали из мозга в течение суток с интервалом в 6 часов. Методом, который называется "гибридизация in situ", в срезах определяли присутствие так называемой мРНК периодических часовых генов Пер1, Пер2, Пер3. По нуклеотидной последовательности молекулы мРНК в рибосомах происходит синтез соответствующего белка. Концентрация мРНК в цито-плазме клетки тем больше, чем выше активность соответствующих часовых генов. Для того чтобы "увидеть" мРНК, на срез наносятся фотоэмульсия и радиоактивное вещество, которое представляет собой последовательность нуклеотидов, зеркально повторяющую структуру мРНК (как правило, не всей молекулы, а только ее участка). В результате образуется гибрид мРНК и введенной извне синтетической радиоактивной молекулы. Под действием радиоактивного излучения фотоэмульсия проявляется как обычная фотопленка. На представленном снимке наибольшее количество мРНК, по которой синтезирует ся белок Пер1, приходится на полночь, а мРНК Пер2 - на 6 часов утра. Такие изменения связаны с циркадными колебаниями в активности часовых генов. Соответственно максимум выработки белка Пер1 приходится на период наибольшей активности мышей - полночь, что соответствует 6 часам утра, а Пер2 - к 6 часам утра, что соответствует "человеческому" полудню. Третий ген этого семейства - Пер3 - стабильно активен в течение дня, не обладает суточной ритмикой и, по последним представлениям, не регулирует циркадную активность организма.

Другие статьи из рубрики «Биология»