БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ИЮЛЬ 1998 №6

АСТЕРОИД НАМ НЕ СТРАШЕН

ХИРУРГИЯ У КЕЛЬТОВ.
ТЕЛЕСКОП С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ.
КАРМАННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
СРАЗУ ТРИ ЗАТМЕНИЯ.
ГОРЕЛКА С ДВОЙНЫМ ПЛАМЕНЕМ.

Целые сутки в марте астрономам казалось, что астероид, открытый в прошлом году, имеет шансы через 30 лет врезаться в Землю. Об этом успели сообщить средства массовой информации во всем мире. Но затем уточненные расчеты показали, что опасности нет (о чем уже, впрочем, мало кто сообщил).

Астероид, о котором идет речь, был открыт в декабре прошлого года и получил номер 1997 XF11. Его поперечник около двух километров, так что столкновение с Землей такого небесного тела привело бы к крупной катастрофе. Наблюдения, сделанные 3-4 марта этого года, привели к выводу, что 26 октября 2028 года он пролетит мимо Земли на расстоянии всего 42 тысячи километров и, возможно, врежется в нашу планету. 11 марта известный американский охотник за астероидами Брайан Марсден уведомил об этом коллег во всем мире через Интернет, попросив поднять архивные фотоснимки определенных участков неба, где тот же астероид, судя по его орбите, должен был находиться в 1957, 1971, 1976, 1983 и 1990 годах. Уже через сутки был найден снимок 1990 года, который позволил уточнить орбиту нового астероида. И оказалось, что его расстояние до Земли в 2028 году составит 960 тысяч километров.

Для выявления всех потенциально опасных астероидов понадобится 10 лет исследований и 50 миллионов долларов, что меньше, чем бюджет двух фильмов катастроф о падении гигантского астероида, которые недавно вышли на экраны США.

ХИРУРГИЯ У КЕЛЬТОВ

Загадочный народ - кельты, или галлы, населял почти всю Европу около трех тысяч лет назад (см. "Наука и жизнь" № 3, 1998 г.). Свидетельств об их жизни осталось немного, поэтому ценна и интересна каждая новая находка.

В кельтской могиле близ Колчестера возрастом около двух тысяч лет недавно нашли довольно сложный набор хирургических инструментов (см. фото). Среди 13 предметов - скальпели, острые и тупые крючки, пинцеты, иглы, зонды и маленькая пила. В то время началась римская оккупация Британских островов, и на многих инструментах видно влияние древнеримской медицины. Однако их владелец, судя по остальным предметам и способу захоронения, был кельтом. Кроме того, инструменты изготовлены из железа, а римляне делали свои инструменты из бронзы.

Так как могила, в которой найдены хирургические инструменты, находится рядом с гробницей кельтского вождя, предполагают, что здесь был захоронен личный врач вождя.

Discover № 3, 1998.

АППЕНДИЦИТ ВИДЕН НА ТОМОГРАФЕ

Аппендицит - не такое простое заболевание, как принято считать. Согласно международной статистике в 20 процентах случаев врачи не сразу его распознают, а в 15-40 процентах - удаляют здоровый аппендикс.

В США ежегодно делают около четверти миллиона аппендэктомий (операций по удалению воспаленного аппендикса). Недавно врачи большой больницы в Бостоне взялись проверять до операции диагноз аппендицита на компьютерном томографе. Оказалось, что из 100 диагнозов аппендицита только 53 были верными. Обследова ние на томографе занимает всего 15 минут, так что даже в срочных случаях лечение не откладывается надолго. Этот способ диагностики считается довольно дорогим, но ненужная операция стоит в 16 раз дороже, даже если не брать в расчет жизни, спасенные правильным диагнозом.

Впрочем, и на томограф бывает проруха: в одном случае из ста он "не заметил" аппендицит и еще в одном, наоборот, принял другую болезнь за аппендицит.

Science News vol.153, № 5, 1998.

ТЕЛЕСКОП С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

В конце прошлого года на острове Ла-Пальма (Канарские острова) вступил в строй солнечный телескоп нового типа. Казалось бы, больших трудностей в получении хорошего изображения диска Солнца быть не может - оно и близко к нам, и велико, и гораздо ярче удаленных звезд. Но эта близость и создает трудности. Если даже небольшая лупа, фокусируя изображение Солнца диаметром в пару миллиметров, может прожигать дерево, то лучи, собранные в фокус телескопом, сильно нагревают воздух в его трубе. От этого в воздухе возникают завихрения, и изображение солнечного диска размывается. Для спектроскопических исследований это неважно, но изучать тонкую структуру солнечного диска в таких условиях невозможно. Иногда делают трубу вакуумной, но это приводит к конструктивным сложностям: например, объектив телескопа, да и стенки трубы прогибаются под давлением воздуха снаружи.

Голландские конструкторы предложили сделать телескоп воздушного охлаждения. Он не имеет трубы (см. рисунок) и насквозь продувается ветром. Телескоп с 45-сантиметровым зеркалом поставлен на одной из самых высоких гор острова, где почти постоянно дует сильный ветер - до 70 метров в секунду. Он "сдувает" разогретый воздух в сторону.

В дальнейшем ученые намерены увеличить диаметр зеркала телескопа вдвое, а в США проектируется телескоп такой же конструкции с четырехметровым зеркалом.

ГУБНАЯ ПОМАДА УБИВАЕТ МУХ

Научно-исследовательский отдел Министерства сельского хозяйства США предложил использовать красный краситель, применяющийся в губной помаде, для уничтожения фруктовых мушек. Краситель смешивают с привлекательными для мушек веществами - сахарами, белками, ароматическими и другими добавками. После того как мушки поедают эту смесь, краситель под действием ультрафиолетовых лучей Солнца превращается в ядовитое для этих насекомых соединение. Полезные насекомые, например пчелы, не интересуются этой опасной приманкой. В первых испытаниях, проведенных на Гавайях и в Техасе, модифицированная губная помада убила почти сто процентов мушек, поедавших плоды манго, цитрусовых и другие фрукты.

ТУНЦЫ И ЭЛЬ-НИНЬО

Как известно, каждые три-четыре года масса теплой воды в западной части Тихого океана смещается на три тысячи километров к востоку, ближе к американскому континенту. Этот гидрологический феномен, известный как Эль-Ниньо (см. "Наука и жизнь" № 11, 1997 г.), влечет за собой ряд климатических катастроф - ураганов, засух или необычно долгих дождей.

Анализируя статистические данные по вылову тихоокеанского тунца, французские исследователи обнаружили, что в период Эль-Ниньо косяки этих крупных рыб следуют за перемещающейся массой теплой воды. По-видимому, им требуется не тепло само по себе, они плывут туда, где в теплой воде размножаются микроскопические водоросли, которыми тунец кормится.

Это открытие позволит лучше планировать рейсы рыболовецких судов.

Кстати, исследование Эль-Ниньо гораздо более выгодное дело, чем игра на бирже. Деньги, вложенные в эту отрасль океанологии, принесли американцам за год 26 процентов прибыли за счет уточнения прогнозов погоды.

Science et Vie № 966, 1998.

МАГНИТНОЕ КОНСЕРВИРОВАНИЕ

Импульсным магнитным полем можно стерилизовать пищевые продукты. Такие эксперименты ведутся сейчас во Франции. Интенсивное магнитное поле проникает через стеклянную, картонную и пластиковую упаковку и уничтожает микроорганизмы либо делает их неактивными. Причины такого действия пока неизвестны. Вкус и пищевая ценность продуктов при этом не страдают, а срок хранения в герметичной таре значительно увеличивается.

Science et Vie № 967, 1998.

КАРМАННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Этот портативный приборчик размером с сотовый телефон испытывается сейчас в одной из парижских больниц. Возможно, он станет таким же обязательным спутником врача, как стетоскоп. Внутрь этой миниатюрной лаборатории помещают три капли крови, и через три минуты готов анализ по 16 биомедицинским показателям. Результаты появляются на экране, они могут быть введены в компьютер и распечатаны на принтере.

Science et Vie № 967, 1998.

СРАЗУ ТРИ ЗАТМЕНИЯ

Солнечное затмение на Земле, когда Луна отбрасывает свою движущуюся тень на нашу планету, - довольно редкое явление. Не то на Юпитере: у этой гигантской планеты известно 16 спутников (и, возможно, еще не все открыты астрономами), и почти ежедневно хотя бы одна из лун частично затмевает Солнце на несколько часов. Но тройное затмение, когда сразу три спутника отбрасывают свои тени на один и тот же район планеты, случается лишь раз или два в столетие.

Такое явление произошло 10 ноября прошлого года, когда три из четырех самых крупных спутников Юпитера - Ио, Каллисто и Ганимед - сошлись таким образом, что расстояние между ними составляло всего 40 тысяч километров. В один из моментов две тени из трех даже слились.

На снимке, сделанном обсерваторией университета Нью-Мексико (США), видны тени Ио, Ганимеда и Каллисто (слева направо) на поверхности юпитерианских облаков.

Science News vol.153, № 10, 1998.

ГОРЕЛКА С ДВОЙНЫМ ПЛАМЕНЕМ

Английские изобретатели Нейл Дауни и Грехем Болл предложили газовую горелку, которая может плавить сталь. В отличие от автогена их горелка работает на обычном бытовом газе либо пропане, а не на дорогостоящем ацетилене, и не нуждается в подаче кислорода.

В своей основе это обычная горелка Бунзена, изобретенная около 140 лет назад. Но Дауни и Болл ввели в конструкцию второе пламя (см. схему), которое предварительно подогревает горючий газ и воздух, подаваемые в горелку, до 500 градусов Цельсия. В результате газ разлагается на водород и ацетилен, температура горения которых гораздо выше, чем у простого бытового газа.

Производители ацетилена выражают опасение, что горелка Дауни и Болла вытеснит автоген.

New Scientist № 2130, 1998.

ДОМАШНИЙ ТЕЛЕФОННЫЙ ДИСПЕТЧЕР

В Германии давно введена повременная оплата телефонных разговоров, которая еще только угрожает большинству наших сограждан. И, чего еще долго, по-видимому, не будет у нас, телефонную связь в стране обеспечивает не одно гигантское ведомство, а 60 независимых фирм. У каждой телефонной фирмы не менее двух тарифов в сутки - для обычных часов и для часов пик. Имеются и скидки для разных категорий абонентов, оплата звонков зависит также от того, как часто вы пользуетесь телефоном и какова средняя продолжительность разговора по одному номеру. Разобраться в этом множестве вариантов оплаты практически невозможно. Услугами какой компании выгоднее воспользоваться для конкретного звонка?

Фирма "Ико" выпустила небольшой приборчик, который включается между телефонным аппаратом и стенной розеткой и каждый раз при наборе номера сам выбирает фирму, в данное время суток предоставляющую наиболее дешевый тариф для соединения с этим номером. Мало того, прибор время от времени получает по телефонным проводам последние сведения об изменении тарифов и учитывает их при выборе самого дешевого варианта соединения.

Der Spiegel № 10, 1998.

БУРОВОЙ ЛАЗЕР

Исследовательский институт природного газа в Чикаго (США) начал изучать возможность использова ния сверхмощного военного лазера для бурения газовых скважин. Эта идея уже проверялась в 60-х годах, но эксперименты дали отрицательный результат. Правда, тогда не было достаточно мощных лазеров, способных давать не вспышку, а более или менее устойчивый луч.

Сейчас для опытов используется самый крупный из лазеров Пентагона, дающий инфракрасный луч мощностью свыше двух миллионов ватт и продолжительностью до пяти секунд. Если опыты окажутся успешными, бурение скважин сильно ускорится и упростится. Дело в том, что даже алмазный бур довольно быстро изнашивается, приходится извлекать всю колонну труб из скважины и менять бур, а затем вновь опускать трубы на глубину. Мечта бурильщиков - пройти всю скважину от начала до конца "в один прием". Скорее всего, лазерный луч будет использоваться лишь для предварительного размягчения породы, а бурение все же будет вестись обычным способом. Пока лазер за секунду пробил шестисантиметровый слой песчаника и сланцев.

New Scientist № 2127, 1998.