НЕ ТОЛЬКО НА ГРЯДКЕ

Н. ЗАМЯТИНА.

Вдоль тропинки высажены разнообразные пряные травы, лекарственные и овощные растения: справа - душица, шалфей, эстрагон, огуречная трава; слева - календула, лук многоярусный, чабрец и майоран.
Лук-резанец, лук-порей и шалфей среди других овощных и лекарственных растений в разгар лета.
Эффектная композиция из цветочно-декоративных, лекарственных и овощных растений: справа - бузульник, лилейник, наперстянка, дягиль, клещевина, фенхель; слева на переднем плане - тисс, вьется - жасмин аптечный.
Клумба из лекарственных, овощных и декоративных растений.
Садик для тенистого уголка.
"Французская" грядка: 1 - укроп, 2 - петуния, 3 - салат кочанный, 4 - левкой,5 - лук репчатый, 6 - бархатцы, 7 - капуста.
Цветник у стены: 1 - дягиль лекарственный, 2 - душица, 3 - чистец шерстистый, 4 - иссоп, 5 - лук репчатый, 6 - петрушка кудрявая, 7 - чабрец (тимьян ползучий).
Бордюр вдоль дорожки: 1 - душица, 2 - лук репчатый, 3 - петрушка кудрявая, 4 - иссоп, 5 - чистец шерстистый.

В последние годы многие садоводы увлеклись выращиванием пряных и лекарственных растений, причем делается это с самыми разными целями. Растения используют в домашней кулинарии и косметике, для отпугивания вредителей и предупреждения болезней, для привлечения на участок полезных насекомых и просто для украшения сада, они красивы и заслуживают разведения вне зависимости от своих полезных свойств. Но реже всего выращивают теперь лекарственные и пряные растения ради получения сырья, с недавних пор его проще стало купить в аптеке.

Польза разведения таких растений бесспорна, но как найти им место на наших крохотных участках. И как сделать так, чтобы это место стало украшением вашего сада.

Если вы решили выделить для лекарственных и ароматических растений отдельный участок, стоит задуматься о его планировке. Измерьте все свободное место, обязательно отметив на нем не только все имеющиеся деревья и кустарники, но и границы их теней в разное время суток и, по возможности, в разные сезоны. Это поможет разместить растения с учетом их требований к освещенности. Сразу же наметьте дорожки или крупные камни, по которым можно будет ходить при обработке почвы. Уложены они должны быть еще до начала посадок.

Перенесите все измерения на миллиметровую бумагу и сделайте подробный план участка. Затем решите, какие растения больше всего подходят для вашего сада. При выборе учитывайте требования растений к условиям выращивания, их высоту, форму и окраску листьев, время цветения и площадь, которую они могут занять в будущем.

Большинство лекарственных и пряных растений не требовательны к условиям посадки. Единственное, что необходимо для их роста, - солнце. Особенно для "пахучих" растений, которые накапливают тем больше ароматических веществ, чем ярче и жарче оно светит. Но есть много и таких видов, которые нормально развиваются в полутени и даже в тени, многим из них бывает достаточно 2-3 часов яркого солнца. В полутени хорошо себя чувствуют валериана, котовник, ясменник, некоторые виды луков, дягиль.

Большая часть лекарственных и пряных растений не нуждается в питательной почве и подкормках. Многолетние сорняки удаляют заранее, лучше сделать это осенью при перекопке, а весной привести в порядок участок еще раз, выбрав оставшиеся и проросшие. При необходимости внесения удобрений их добавляют при посадке прямо в лунки. Если растения нуждаются в рыхлой почве, в те же лунки насыпают и песок.

Каких-либо правил для совместного выращивания растений не существует, разумнее лишь отказаться от цветов капризных, требующих особых условий выращивания. Самое главное, не бойтесь нарушить традицию. Наиболее красивые композиции получаются при сочетании овощных, лекарственных и декоративных растений. Хорошо сочетаются серебристые листья шалфея с резными листьями полыни, фенхеля и даже укропа или сельдерея. Эффектно выделяются на фоне белой аптечной ромашки или синих васильков красные соцветия монарды. Прекрасно выглядят вместе голубоватая листва лука, светлая пушистая зелень петрушки, лиловые и синие цветки душицы и иссопа, белая листва декоративно-лиственного чистеца мохнатого или цинерарии морской. В этой же композиции рядом с луком можно разместить бархатцы или календулу оранжевого цвета, а петрушку заменить при посадке морковью. Так что количество вариантов не ограничено.

Для удобства ухода однолетники не стоит сеять среди многолетников, чтобы при неизбежной перекопке не повреждать их корни. Удобнее всего занять однолетниками края композиций, чтобы можно было весной начать обработку земли, не дожидаясь отрастания многолетников, некоторые из которых просыпаются только в начале июня. И еще одна предосторожность: агрессивные виды, такие, как мята, лучше выращивать, отделив их от остальных растений закопанным в почву листом жести, старым ящиком или просто посадив в цветочный горшок или дырявую кастрюлю.

Тех же принципов придерживаются при планировании так называемых "французских" грядок, на которых вперемежку высаживают овощи, пряности и даже цветы. Так, грядку со свеклой можно окружить кудрявой петрушкой, желтые бархатцы подсадить к краснокочанной капусте, вокруг грядки со щавелем высадить синий иссоп. Можно сочетать на одной грядке и большее количество видов, но вместе сажают чаще всего растения с одинаковым циклом развития, иначе придется время от времени беспокоить те, которые растут дольше.

При посадке прежде всего учитывают требования к почве овощных культур и уже к ним "подгоняют" остальные растения. Для большей декоративности и удобства ухода рядки на "французских" грядках располагают поперек.

Красиво выглядят многие овощи на клумбах. Яркие листья свеклы, особенно мангольда, кудрявая петрушка, многоярусный и другие многолетние луки, садовые формы лебеды, краснолистные сорта укропа и фенхеля хорошо сочетаются с цветами не только по внешнему виду, но и по требованиям к условиям выращивания. По праву занимают место на клумбах многие лекарственные растения: календула (ноготки), бархатцы, шалфей, лаванда, настурция, эхинацея, иссоп и другие. Практически любое растение может выглядеть декоративно, если оно посажено компактным пятном и находится в хорошем состоянии. В таких условиях декоративен даже чистотел, не говоря уже о растениях с яркими цветками - зверобое, душице, примулах.

Хорошо вкопать в такую клумбу выращенные в горшках или контейнерах теплолюбивые многолетние растения, такие, как розмарин, пахучие виды гераней, майоран. В помещениях их можно выращивать круглый год, а на лето выносить на улицу, создавая красивую объемную композицию.

КЛУМБЫ-ГРЯДКИ

Клумбы-грядки из неприхотливых овощных, лекарственных и цветочно-декоративных культур не только привлекательны, они позволяют получать неплохие урожаи и экономят время в борьбе с сорняками. Попробуйте сначала разбить небольшой цветник. Возможно, вам понравится, и в последующие сезоны вы только так и будете выращивать свои растения.

Клумба из лекарственных, овощных и декоративных растений: 1 - салат кочанный "Лолло-Росса", 2 - анютины глазки, 3 - клематис прямой, 4 - эхинацея пурпурная, 5 - лук-скорода, 6 - мальва, 7 - петрушка кудрявая, 8 - календула (ноготки), 9 - цинерария морская, 10 - чабрец (тимьян ползучий), 11 - укроп, 12 - базилик, 13 - бегония всегдацветущая, 14 - кориандр, 15 - дельфиниум Аякса, 16 - бархатцы. На схемах посадки овощей обведены зеленым цветом, лекарственных растений - синим, а цветочно-декоративных - красным.
Садик для тенистого уголка: 1 - барвинок малый, 2 - миррис душистая, 3 - мята длиннолистная, 4 - бузина черная или калина, элеутерококк, 5 - живучка ползучая, 6 - медуница, 7 - клопогон кистистый или буквица лекарственная, 8 - аконит (садовая форма), 9 - валериана лекарственная, 10 - лук медвежий, 11 - ландыш майский, 12 - первоцвет (примула) весенний, 13 - ясменник душистый, 14 - горец змеиный, 15 - буквица крупноцветковая.