БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ИЮНЬ 2007 №6

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "Economist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" (Германия), "Archaeology", "E-Magazine", "Science World", "Science News", "Seed" (США), "Зa m'interesse", "Recherche", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

РАСТАЛКИВАЯ ДОМА

РАСТАЛКИВАЯ ДОМА.
МИКРОБЫ ВЗРЫВОВ НЕ БОЯТСЯ.
В ПОЛЕТЕ НА ЗЕМЛЕ.
СОЛНЕЧНАЯ СЕВИЛЬЯ.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ТАКСИ НА РЕЛЬСАХ.
НАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПО-АНГЛИЙСКИ.
БУКВЫ НА КАМНЕ.

Для Центра физических исследований в Карлсруэ (Германия) на машиностроительном заводе в Деггендорфе изготовили самый большой вакуумный резервуар. Он нужен для спектрометра, который будет участвовать в экспериментах по определению массы нейтрино. Доставка по суше с юго-востока на юго-запад Германии стальной "бочки" длиной 24 метра, диаметром 10 метров и весом 200 тонн оказалась невозможной. Поэтому корпус спектрометра совершил длинное путешествие по воде.

По Дунаю его сплавили в Черное море, оттуда через Босфор, Средиземное море и Гибралтар в Атлантику, потом в Северное море и доставили в Антверпен, а оттуда через каналы и реки - в Рейн и по Рейну - в ближайший к Карлсруэ порт. Плавание заняло полтора месяца, а поездка по автодорогам на двух грузовых прицепах со скоростью 3-6 километров в час - восемь с половиной часов. На маршруте пришлось временно приподнять провода ЛЭП напряжением 380 киловольт. Огромный резервуар местами еле-еле протискивался между домами (см. фото). На пути великана собралось около 30 тысяч человек, желавших увидеть необычное зрелище.

Огромный научный прибор должен вступить в строй в 2008 году.

МИКРОБЫ ВЗРЫВОВ НЕ БОЯТСЯ

Проверяя гипотезу, согласно которой жизнь возникла не на Земле, а была занесена из космоса с падающими метеоритами, немецкие биологи взрывали культуры микроорганизмов. Ими смазывали фрагменты гранитных плиток, сверху помещали толстый стальной диск, а на нем взрывали динамитную шашку. При этом гранит подвергался давлению до 500 тысяч атмосфер. После взрыва ученые проверяли наличие живых микробов на поверхности гранита. Оказалось, что два вида микробов и один вид грибка вынесли давления до 400 тысяч атмосфер, что вполне сопоставимо с силой удара метеорита.

ТЕЛЕПЕРЕДАЧА ДЛЯ ИНОПЛАНЕТЯН

Первая телепрограмма, предназначенная для внеземной аудитории, ушла в космос 30 сентября 2006 года с 11-метровой антенны Французского национального центра космических исследований близ Тулузы. Телепрограмма, созданная и финансированная совместным франко-германским телеканалом ARTE, обошлась в 1,2 миллиона долларов. Она отправлена к звезде Альраи в созвездии Цефея. Эта звезда солнечного типа находится в 45 световых годах от нас и обладает как минимум одной планетой.

На протяжении трех часов инопланетяне увидят множество мультфильмов, видеоклипов и фотографий, рассказывающих о жизни на Земле. Ведут передачу мужчина и женщина, они демонстрируют видеофраг менты. Даже пролетев 45 световых лет, сигнал земного телевидения будет очень сильным по сравнению с естественными источниками. Если на приемной стороне есть хорошая система радиотелескопов, инопланетяне, даже не поняв содержания передачи, смогут с очень высокой точностью вычислить местонахождение источника сигнала, а по доплеровскому смещению примерно рассчитать размеры Земли и длину земных суток.

В ПОЛЕТЕ НА ЗЕМЛЕ

В большом ангаре в пригороде Мюнхена (Германия) стоит пятнадцатиметровый фрагмент передней части аэробуса А310, купленного у "Армянских авиалиний" после длительной службы в воздухе. На 62 сиденьях размещаются пассажиры. В кабине создается пониженное давление воздуха, внешние стенки охлаждаются до минус 40 градусов Цельсия. Слышен рев турбин, воспроизводимый мощными динамиками. Кресла и пол под ногами слегка вибрируют. В иллюминаторы падает яркий солнечный свет от специальных ламп или проецируется изображение облаков. После "полета", продолжающегося от 3,5 до 8 часов, пассажиры заполняют анкету с десятками вопросов: не было ли вам слишком холодно или слишком жарко? Легко ли дышалось? Не сохли ли глаза и губы? Не мешала ли вибрация? Достаточно ли освещение салона? Не было ли неприятных запахов? Как вам понравилась сервируемая в полете еда? Словом, можно ли назвать полет комфортабельным?

Конечно, такое понятие, как комфорт, может оценить только человек. Но для объективности в одном из кресел сидит манекен с 32 датчиками температуры и влажности на "коже". Их показания с помощью компьютера сопоставляются потом с мнениями пассажиров.

Эту единственную в мире установку для оценки комфортабельности полетов (см. фото вверху) создал немецкий Институт строительной физики. Стюардессами во время "полетов" служат научные сотрудницы и лаборантки института, а в качестве пассажиров набирают за небольшую плату добровольцев.

СОЛНЕЧНАЯ СЕВИЛЬЯ

В испанской провинции Севилья начала работу солнечная электростанция мощностью 11 мегаватт. Более сотни зеркал, поворачивающихся вслед за Солнцем, концентрируют его свет на паровом котле, который смонтирован на вершине 80-метровой башни (см. фото). Пар вращает турбину с электрогене ратором, как на обычной тепловой электростанции. Имеется тепловой аккумулятор, который позволяет не останавливать работу станции в течение часа, если набежало облако. В Севилье обычно бывает по 320 солнечных дней в году. Гелиоцентраль в дальнейшем будет расширяться и превратится к 2010 году в комплекс общей мощностью 302 мегаватта.

ЭТРУСКИ И ИХ КОРОВЫ

Происхождение этрусков темно и непонятно. Этот народ, поселившийся на Апеннинском полуострове раньше римлян, впоследствии завоеванный и ассимилированный ими, развил высокую культуру, оставил надписи на крайне своеобразном языке, не до конца расшифрованном до сих пор, создал крупные сооружения и удивительные произведения искусства. Но откуда появились этруски, неизвестно.

Итальянские генетики из Католического университета в Пьяченце изучили митохондриальную ДНК крупного рогатого скота в той части Италии, где жили этруски, и пришли к выводу, что по своей генетике местные породы коров ближе всего к тем, что водятся на Ближнем Востоке, в Анатолии и Леванте. Не оттуда ли появились и их хозяева? Кстати, и Геродот писал, что этруски пришли из Малой Азии.

К сожалению, подобный генетический анализ людей, населяющих сейчас Тоскану, не позволит подтвердить или опровергнуть это предположение, так как люди гораздо более подвижны в своих перемещениях, чем коровы, и гены этрусков давно растворились в населении.

ПРОХЛАДНЫЕ МЫШИ

Бруно Конти из Скриппсовского исследовательского института в Ла-Холье (Калифорния, США) методом генной инженерии изменил восприятие температуры тела мозгом мышей, как бы сдвинув имеющийся в мозге "термостат". Температура тела мышей стала ниже на 0,3-0,5 градуса Цельсия, а в результате они прожили на 10% дольше обычных мышей. В абсолютных цифрах прибавка составила около трех месяцев. Если бы такую операцию провели на человеке, его жизнь удлинилась бы на 7-8 лет.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ТАКСИ НА РЕЛЬСАХ

В Падерборне (Германия) на экспериментальном рельсовом пути испытывается новое средство транспорта - рельсовое такси без водителя. Вагончик на несколько седоков (см. фото) сам выбирает кратчайший путь к цели, заданной пассажирами. Если несколько вагончиков идут в одном направлении, они могут временно сцепиться в короткий поезд, а на развилке путей снова расцепиться. Когда система станет реально перевозить пассажиров - пока неясно, но уже сейчас ею заинтересовались англичане и арабы.

ВСКАРМЛИВАНИЕ ГРУДЬЮ ПОЛЕЗНО ДЛЯ МАТЕРИ

Кормление грудью полезно не только для младенца, но и для матери. К такому выводу пришли американские врачи, проследив за жизнью и здоровьем 96 648 женщин, рожавших между 1986 и 2002 годами. Оказалось, что те, кто за эти годы затратили на кормление детей (одного, двух или больше) суммарно не менее двух лет, на 19% реже в дальнейшем страдали инфарктом, чем женщины, не кормившие грудью совсем. Как предполагают авторы исследования, жир, вместо того чтобы откладываться в организме женщины, выделяется с молоком, и это идет на пользу сердцу и сосудам.

НАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПО-АНГЛИЙСКИ

Группа студентов из Университета Кранфилда (Великобритания) победила в международном конкурсе на конструкцию самого дешевого автомобиля. Конкурс был объявлен французским Обществом инженеров-автомобилестроителей. Условия конкурса требовали, чтобы стоимость автомобиля не превышала 5000 фунтов стерлингов, в нем должны размещаться три человека, он должен быть экономичным и экологичным в эксплуатации.

Призовая конструкция показана на снимке. Автомобиль весит всего полтонны, снабжен трехцилиндровым двигателем мощностью 68 лошадиных сил фирмы "Тойота". Почти все остальные узлы и детали также взяты от серийных автомобилей.

БУКВЫ НА КАМНЕ

Еще в 1999 году в карьере на юге Мексики, где добывали гравий, был обнаружен прямоугольный блок из серпентинита с загадочными знаками. Осенью 2006 года опубликованы результаты его изучения.

Этот район близ города Веракрус был сердцем могущественной империи ольмеков. До сих пор самыми ранними образцами ольмекской письменности считались надписи возрастом 2650 лет. Камню, обнаруженному среди гравия, почти 3000 лет. На сегодняшний день это древнейшая надпись, найденная в Новом Свете. На одной стороне камня горизонтальными строчками нанесены 62 знака, среди которых ученые выделили 28 одинаковых - видимо, это буквы древнего ольмекского алфавита. Смысл надписи непонятен, для ее расшифровки необходимы более длинные тексты. Ясно только, что, в отличие от многих других древнейших надписей Америки, это не календарь. И есть подозрение, что надпись может быть стихотворной.