В НАУКУ - СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ

Доктор технических наук И. КОВАЛЕВ, заместитель генерального директора ВИАМа по научной работе.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Студентам МГВМИ, работающим лаборантами в ВИАМе, не надо тратить времени на дорогу: учебные аудитории расположены непосредственно на территории исследовательского института.
Средняя школа № 3 в Геленджике. Из числа ее выпускников выездная приемная комиссия МАТИ набирает студентов, которые впоследствии станут специалистами Климатического центра ВИАМа.

Государственные научные организации, такие, как ВИАМ, могут успешно работать при наличии трех составляющих: современного оборудования, достаточного финансирования и квалифицированных кадров. Подготовка кадров - дело важное и непростое, особенно для исследовательских центров, где основная масса сотрудников занимается научным трудом, а таких специалистов даже в советские времена готовили считанные учебные заведения.

В 90-е годы прошлого века резко упал престиж инженерного труда. Одновременно рухнула традиционная система обучения и воспитания кадров, и больше всего пострадало техническое образование. Чтобы как-то поддержать конкурс, технические вузы вместо инженеров начали выпускать бухгалтеров, экономистов, менеджеров, даже юристов.

В итоге крупные научные центры столкнулись с острой нехваткой молодых кадров. Мы, в институте, поняли, что рассчитывать можно только на себя, и решили выстроить собственную систему подготовки специалистов от школы до аспирантуры и защиты кандидатских и докторских диссертаций.

Какое отношение к ВИАМу имеет средняя школа? Самое прямое. В Геленджике у нас есть испытательная климатическая станция, оснащенная уникальным оборудованием. Работать на нем могут только квалифицированные специалисты. Но материаловедов на Северном Кавказе не готовят. Из Москвы не всякий туда поедет. Оказалось, проблему можно решить. В 2003 году был заключен трехсторонний договор между Московским авиационно-технологическим институтом (МАТИ), ВИАМом и школой № 3 в Геленджике. Теперь туда каждый год в конце весны приезжает приемная комиссия из МАТИ и на месте проводит вступительные экзамены. Пять-шесть лучших выпускников зачисляются в институт, им предоставляется в Москве общежитие. Через пару лет получим первых молодых специалистов для станции. Кстати, школа теперь известна на весь город, и туда берут первоклассников по конкурсу.

Нам нужны инженеры не только в Геленджике, но и в Москве. Поэтому в МАТИ открыта новая кафедра "Авиационное материаловедение", которой руководит генеральный директор ВИАМа академик Е. Н. Каблов. Это выпускающая кафедра, ее студенты проходят у нас практику, пишут дипломы, и многие остаются работать.

Все звенья единой образовательной цепочки требуют не только финансового, но и юридического обеспечения. Чтобы создать в ВИАМе аспирантуру, пришлось получить лицензию. Диссертационный совет, который имеет право принимать защиту кандидатских и докторских диссертаций, должен периодически подтверждать его в ВАКе.

Чтобы решить проблему лаборантов, в ВИАМе открыли отделение Московского государственного вечернего металлургического института (МГВМИ). Поступая на работу, молодой человек или девушка зачисляются на первый курс института. Днем ребята трудятся, а вечером в стенах нашего же предприятия слушают лекции, участвуют в семинарах.

Когда начинаются специальные предметы, на помощь преподавателям института приходят сотрудники ВИАМа, среди которых оказалось немало прирожденных педагогов. В их числе, например, А. Я Кочубей, успешно работающий в МГВМИ доцентом.

Во время обучения студенты-лаборанты имеют дело с самым современным научным оборудованием, которого многие учебные институты просто не могут себе позволить. А овладеть специальностью только по книгам невозможно. У нас есть право переводить студентов после третьего курса на инженерные должности. Очень важно, что мы сразу получаем специалистов, которые хорошо знакомы с оборудованием, имеют навыки работы с ним.

Несколько слов об аспирантуре ВИАМа. В самом тяжелом 1996 году в ней учились всего два человека, сейчас - пятьдесят. Срок обучения в аспирантуре четыре года, значит, каждый год мы получаем примерно по десять научных работников.

Работа в ВИАМе организована так, что все темы распределяются между лабораториями по конкурсу. Вместе с темой лаборатория получает и финансирование. Эти средства делятся на весь коллектив. Молодым специалистам нужен срок, чтобы освоиться и работать с той же отдачей, что и другие. Поэтому в институте создан Фонд поддержки молодых специалистов. В первый год работы молодые люди получают максимальную надбавку, во второй - ниже, в третий - еще ниже. Через три года они получают уже только за свой труд. При фонде создана комиссия, которая каждые полгода знакомится с результатами работы молодежи и подтверждает (или не подтверждает) право на получение надбавки.

Фонд поддерживает и аспирантов. Каждые полгода проводится конкурс на получение четырнадцати именных стипендий, учрежденных в честь выдающихся ученых ВИАМа. Разработана система критериев, среди которых - количество публикаций и полученных патентов, участие в договорных темах.

Часть средств фонда идет на премирование научных руководителей, или наставников, как их иногда называют. Та же конкурсная комиссия в конце года подводит итоги, и те ученые, которые не пожалели сил и времени на воспитание смены, тоже получают достаточно хорошее материальное вознаграждение.

Политика в области повышения квалификации среди молодежи дает свои плоды. Средний возраст работников института сейчас 49 лет, и каждый год коллектив становится еще на год моложе, а треть штата института не достигла сорокалетнего возраста - их звездный час еще впереди. Таких возрастных показателей нет ни в одном институте авиационной отрасли.

Конечно, не все молодые специалисты остаются в ВИАМе. Часть уходит в поиске более "хлебных" мест. По уровню зарплаты мы пока не можем конкурировать со многими коммерческими структурами. Но есть люди, пришедшие в ВИАМ пять-шесть лет назад и ставшие его гордостью: Денис Гращенков, Сергей Никитин, Денис Щеголев, Александр Раскутин, Михаил Бакрадзе, Ольга Чудова.

Мы могли бы достичь и большего, но, к сожалению, по закону можем тратить средства на повышение квалификации только своих сотрудников. Обучение же потенциальных специалистов (из того же Геленджика) вынуждены финансировать из прибыли, которую могли бы потратить на повышение зарплаты тем же молодым специалистам.

И все-таки мы смотрим вперед с оптимизмом. Молодежь идет в ВИАМ, и, значит, будущее у института есть.

См. в номере на ту же тему

Е. КАБЛОВ - ВИАМ - национальное достояние.

А. ЖИРНОВ - Крылатые металлы и сплавы.

И. ДЕМОНИС - Во все лопатки.

М. БРОНФИН - Испытатели - исследователи и контролеры.

Академики дают разрешение на беспосадочный перелет Н. С. Хрущева в Нью-Йорк на сверхдальнем самолете ТУ-114.

И. ФРИДЛЯНДЕР - Старение - не всегда плохо.

Б. ЩЕТАНОВ - Тепловая защита "Бурана" началась с листа кальки.

С. МУБОЯДЖЯН - Плазма против пара: победа за явным преимуществом .

БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Э. КОНДРАШОВ - Без неметаллических деталей самолеты не летают.

С. КАРИМОВА - Коррозия - главный враг авиацииc.

А. ПЕТРОВА - Посадить на клей.

Другие статьи из рубрики «Проблемы образования»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее