НА ВСЕ РУКИ ПОМОЩНИК

Кандидат технических наук Л. БОРЕВСКИЙ.

Само слово "компьютер" - "вычислитель", как, впрочем, и наше "ЭВМ", говорит лишь о том, с чего все начиналось, но никак не отражает профессий, уже освоенных этой замечательной машиной. Достаточно вспомнить, что персональный компьютер облегчает нам написание писем и статей, развлекает (но, к сожалению, и отвлекает) наших детей захватывающими красочными играми, помогает им учиться, через Интернет открывает нам лучшие библиотеки мира, предоставляет новые возможности общения с друзьями и коллегами, проживающими в любой точке планеты. Ниже публикуются три коротких рассказа о нынешних профессиях компьютера - о трех из многих десятков. Взрывоподобный прогресс информационных технологий, бесспорно, увеличит число этих профессий и еще выше поднимет квалификацию нашего электронного помощника. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь: воспользоваться всем этим богатством рядовой пользователь сможет (как, впрочем, и сейчас) лишь в том случае, если удастся до предела упростить общение с компьютером. Если не понадобится каждому из нас рыться в толстых руководствах, приобретая "компьютерную квалификацию" в дополнение к своей основной. Ведь не требует же от нас пользование автомобилем квалификации автомеханика. В этом номере раздел "Человек и компьютер" ведет доктор технических наук, профессор Б. КАЗУРОВ, главный редактор журнала "Электроника: наука, технология, бизнес".

Наука и жизнь // Иллюстрации

РЕПЕТИТОРА ВЫЗЫВАЛИ?

В чем преимущество компьютерных обучающих программ перед другими методами "натаскивания" школьников?

Когда в наших домах поселились компьютеры, взрослые были крайне удивлены, с какой легкостью дети осваивают компьютерные игры, которые порой сложнее олимпиадных задач по математике. При этом ребенка не только не надо заставлять учиться играм, его невозможно оторвать от клавиатуры. Естественно, приходит мысль: надо придумать такие обучающие программы, чтобы и от них дети не могли оторваться.

И еще один аспект. Много лет занимаясь со школьниками и абитуриентами, я все время сталкивался с тем, что ученик, если ему что-то непонятно, боится или стесняется спросить. Боится показаться смешным, тупым, и страх этот много лет формировала школа. Чего греха таить, школа мало объясняет, в основном спрашивает, и наши дети все время что-то должны отвечать. Они ходят в школу не учиться, а сдавать, часто - то, что не очень-то и знают. А вот компьютер можно без стеснений спрашивать и сколько угодно повторно слушать его пояснения. Ребята лучше, легче, веселей общаются со своим электронным другом, чем со взрослыми или учителями. Вот эту энергию общения и надо использовать в "мирных целях" - учить играя. В этом еще не осознанная огромная сила компьютеров, особенно домашних.

В школе на отдельного ученика всегда не хватает времени и его, естественно, не "натаскивают" в решении задач, которые встретятся на вступительных экзаменах в институт. Конечно, существует такое понятие, как специфика вуза, и это, пожалуй, главный хлеб репетиторов - готовить к поступлению в конкретный институт, университет или колледж. Но, если вдуматься, разве правила сложения меняются в различных учебных заведениях? Конечно же, нет. Например, мы знаем всего четырнадцать типов тригонометрических уравнений, и "злые дяди" на вступительных экзаменах, как бы они ни старались, не смогут "подкинуть" абитуриенту уравнение пятнадцатого типа.

Как возникает новый учебный курс на компакт-диске? Обычно идея идет от издателя. "Ну что бы нам еще выпустить?" - задумывается он. "Про собак уже есть пара дисков, про кошек тоже. А вот про тараканов не было!". Тут же создается группа из старшего менеджера проекта, главного программиста, приглашаются энтомологи, рассылаются люди со сканерами наперевес во все известные архивы, а самый молодой программист предлагает игру "Убей таракана". Остальное делает реклама. Вложили 50 тысяч, продали на 54 тысячи, 4 тысячи чистой прибыли поделили на 37 человек. Можно начинать следующий проект: "Ну, что бы нам такое выпустить?".

Думается, подобная технология совершенно неприемлема для создания обучающих программ. В их основе прежде всего должна быть определенная методика, причем обучающая программа должна не просто преподавать, в частности, не просто знакомить с методами решения задач, а показывать, как именно нужно решать задачи, какие методы в каком случае применять и каких ошибок избегать. А еще полезно продуманно ошибаться и учить на ошибках.

Любой преподаватель знает, как трудно школьнику начать решать задачу. Если в этот момент ему чуть-чуть подсказать, то наступает озарение, и только что тупо смотрящий на условие задачи ученик легко доводит решение до конца. Эту способность к узнаванию и должна тренировать компьютерная программа. И широко распространенные так называемые учебные "угадайки", когда из ответов только один правильный (классический пример: "Назовите столицу Франции": "1. Мариуполь. 2. Бельмондо. 3. Париж"), на мой взгляд, методические пустышки.

Если сравнивать компьютерное обучение с фигурным катанием, то для начала ставится задача отработать "школу", чтобы ученик спокойно мог описать на льду точный круг. А уже имея эту школу и преодолев внутреннюю робость, такой ученик, уверяю вас, сможет решать весьма нетравиальные и доселе ему неизвестные задачи. Начнется самостоятельное пополнение имеющейся у него в памяти базы знаний.

В задачах по физике наибольшую трудность вызывает начальный этап, когда ученик должен понять происходящее явление и формально его описать. Поэтому в обучающей программе должны приводиться реальные и точные математические модели рассматриваемого в каждой задаче явления. Эти модели имеют анимационный экран (грубо говоря, с движущимися объектами) и панель кнопок, позволяющих перематывать анимацию в начало, в конец и по шагам, замедлять время демонстрации, выводить графики всех переменных явлений, менять их параметры. Таким образом, представленные модели не только позволяют понять суть дела, но и провести небольшую лабораторную работу, а также предвидеть результаты решения задачи.

Конечно, при реализации программы можно было бы пойти и дальше и имитировать написание формул. Но этот путь вызывает чисто технические трудности: работа ученика с редакторами формул требует высокого операторского мастерства, что заслоняет основные проблемы решения задачи.

В программе очень полезен индивидуальный дневник, который ведет статистику успеваемости каждого ученика и позволяет сохранять и анализировать результаты.

Итак, выбирая обучающую компьютерную программу для своего ребенка, обратите внимание на то, чтобы не приобрести просто электронную версию учебника, справочника и сборника задач. Это должна быть именно обучающая программа, электронный репетитор, шаг за шагом следующий вместе с вашим ребенком к постижению премудростей той или иной дисциплины.

И еще одно замечание. Дети от поколения к поколению становятся умней, легче усваивают сложную информацию. Обучая их, не надо сюсюкать, излишне разжевывать. Часто учитель информатики знает компьютеры хуже своих учеников, а родители с удивлением наблюдают, как их пятиклассник спокойно управляется с непостижимой для старших домашней техникой. Таким детям нужен серьезный и строгий диалог, чаще всего без скидки на их возраст.

От редакции. Проблема, затронутая автором (он, кстати, создатель компьютерного курса математики и физики), уже много лет служит предметом научных дискуссий, теоретических построений, предложений, пожеланий и проектов. К счастью, параллельно с этим молчаливые российские энтузиасты делают свое непростое и небыстрое дело: создают реальные компьютерные учебные программы, многие из которых уже поступили в широкую продажу. Редакция хотела бы в виде лаконичных аннотаций, а иногда и в виде маленьких рецензий, информировать потенциальных пользователей о том, что есть сейчас на нашем рынке компьютерного обучения. И мы просим авторов и издателей учебных программ, а также тех, кто имеет опыт их применения, установить контакты с отделом "Человек и компьютер" по телефонам 928-93-41, 921-09-71, по адресу Е-mail: nauka.msk@g23.relсom.ru либо "старым способом" - обычным письмом или открыткой.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Человек и компьютер»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее