О ЧЕМ ПИСАЛА "НАУКА И ЖИЗНЬ" 50 И 100 ЛЕТ НАЗАД. АПРЕЛЬ 1998 №4

100 лет назад

К предстоящей пасхе.

К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПАСХЕ

Ввиду приближающейся Пасхи скажем несколько слов о трихинах и трихинозе. В самом деле, в праздничное время, особенно в пасхальное, когда ветчина составляет неизбежную принадлежность и богатого, и бедного стола, весьма не мешает напомнить об этих маленьких, но опасных врагах наших. Мы вовсе не желаем через это напоминание отравить праздничные дни, запугивая не есть вкусной ветчины. Мы считаем необходимым к праздничному времени рассказать, как, чем и насколько опасны для нас трихины, каким образом избежать этой опасности.

Прежде всего, многие говорят, что трихины существуют только в Германии и в других странах, а не у нас. Немцы выдумали-де трихин, а у нас только попусту пугают ими. Это весьма опасное и совершенно неверное мнение. Существование трихинной болезни и в России не подлежит сомнению, и если эта опасность еще мало сознается, то лишь потому, что у нас слишком мало развита статистика. Умирает человек - и пусть его умирает, лишь бы не было убийства, а действительная причина болезни определяется у нас весьма редко, да и то чисто случайно. Несомненные факты заражения трихинной болезнью в России установлены с 1865 года, когда и у нас обратили внимание на эту болезнь. Новейший случай, опубликованный недавно в "Московских ведомостях", произошел в городе Владикавказе, куда была доставлена партия окороков, зараженных трихинами. Жертвами их сделалось все семейство генерал-лейтенанта Суринова.

Массе читателей достаточно дать два совета: если возможно, то покупайте ветчину и вообще свинину уже исследованную специалистами; если это невозможно (например, в деревне), то перед едой делайте свинину безопасной простыми способами.

Трихины умирают при температуре не ниже 50 градусов Реомюра, но некоторые специалисты считают достаточною температуру даже в плюс 50 градусов Цельсия. Задача кажется очень простой, но на самом деле это далеко не так. Мясо очень мало теплопроводимо, в этом и вся беда. Варя ветчину в куске, чтобы поднять температуру в его внутренней части до плюс 52 градусов, необходимо кусок в 8 фунтов кипятить 137 минут, 10 фунтов - 186 минут, 14 фунтов - 250 минут.

На рисунке, сделанном с помощью микроскопа, видны трихины в мясе.

50 лет назад

СТЕКЛА ТЮБ-КАРАГАНСКОГО МАЯКА

Мыс Тюб-Караган на полуострове Мангышлак обрывается к морю крутым стометровым уступом. На плоской вершине уступа стоит белое здание Тюб-Караганского маяка - квадратный двор, обнесенный белым забором, домик смотрителя и сама маячная башня. Голая земля, усыпанная щебнем и галькой. Если подняться на балкончик, идущий вокруг маячного фонаря, можно заметить интересную мелочь: толстые стекла маяка в двух местах разбиты. В центре - маленькое углубление, а от него во все стороны, как паутина, разбегаются трещины. Как будто кто-то с ожесточением бросил сюда камень. Впрочем, какая рука могла это сделать? Фонарь Тюб-Караганского маяка возвышается на 15 м над землей (высота четырех-этажного дома), и невозможно добросить сюда камень с такой силой, чтобы он разбил стекло толщиной в 5 см.

И все-таки стекла разбиты камнями. Несколько лет назад здесь промчался ветер исключительный по силе даже для здешних мест. Он мчался с оглушительным ревом, выл, грохотал, с неимоверной силой рвал землю. Песок и пыль летели такой густой массой, что уже в десяти шагах ничего не было видно. Стены маяка дрожали под страшными ударами вихря, сыпалась штукатурка, в темноте со свистом, как пули, неслись высоко в воздухе камни. Выйти из дома было невозможно. Когда буря кончилась, старый смотритель увидел, что стекла маячного фонаря разбиты, и нашел на балкончике три камня величиной с грецкий орех.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Сто лет назад»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее