КОСМОДРОМ ПОПЛЫВЕТ К ЭКВАТОРУ

Доктор технических наук В. АЛИЕВ.

Старт будет производиться в Тихом океане, к югу от Гавайских островов.
Платформа "Одиссей" во время дрейфа.
На нижней палубе платформы размещены: оборудование для ее заправки горючим, система термостатирования и система обеспечения сжатым воздухом.
Базовый порт платформы "Одиссей" и командного судна оборудован в г. Лонг-Бич (штат Калифорния, США).
Командный пункт управления запуском и полетом.
В корпусе этого судна располагается не только командный пункт управления запуском и полетом, но и цех сборки ракеты и космического аппарата.
Прибывшие к месту будущего запуска платформу и командное судно располагают поначалу неподалеку друг от друга.

В первые в мире летом этого года спутник будет запущен на орбиту не с земного космодрома, а с водной глади. Стартовой площадкой станет громадная самоходная плавучая платформа: длина ее ходовой части - 137 метров, а ширина - 80 метров. Водоизмещение этой платформы на ходу - 27,5 тысячи тонн, а в полузатопленном состоянии (перед стартом) - 46 тысяч тонн.

Плавучим будет и центр управления запуском, который разместится на специально изготовленном для сопровождения платформы морском лайнере длиной 203 метра, шириной 33 метра и водоизмещением около 30 тысяч тонн.

Создание такого космодрома даст возможность производить запуск из самого выгодного для выбранной орбиты места. К примеру, - с экватора, что весьма желательно при выводе на так называемую геостационарную орбиту. На ней, расположенной в плоскости экватора на расстоянии 36000 км от поверхности Земли, размещают обычно спутники связи, поскольку выведенный на эту орбиту спутник движется с той же угловой скоростью, что и Земля, а значит, по сути дела, висит над какой-то точкой неподвижно. Запуск на такую орбиту с экватора позволяет не только выйти на нее сразу - без специальных маневров, но и использовать для пуска ракеты-носителя дополнительный прирост скорости за счет вращения Земли. Это означает, что с экватора ракета - при одной и той же мощности - сможет вывести на орбиту гораздо больше полезного груза.

Но поскольку из всех расположенных на экваторе стран нет, к сожалению, ни одной, где можно было бы обеспечить столь необходимую для космических запусков стабильность - сейсмическую, климатическую и политическую, то и возникла идея создания плавающего, то есть передвижного космодрома. Международный проект, получивший название Sea Launch ("Морской старт") проводится сегодня в жизнь совместными усилиями специалистов ряда стран, и прежде всего - США, России, Норвегии и Украины. Каждая из них вносит в него весьма важный вклад в виде самых современных из реализованных на сегодняшний день технологий.

Координирует все работы американская аэрокосмическая компания "Боинг", она же сооружает и оборудует всем необходимым порт основного базирования плавучего космодрома, производит обтекатели для запускаемых аппаратов и обеспечивает их сопряжение с аппаратами в единую космическую головную часть, которая после этого сопрягается с ракетой-носителем.

Россия представлена в проекте "Морской старт" ракетно-космической корпорацией "Энергия" - головной фирмой по созданию всего ракетного оборудования. Сама "Энергия" производит стыкующуюся с ракетой-носителем и начиненную сложнейшей и многократно дублированной электроникой верхнюю ступень ракеты-носителя - разгонный блок, который непосредственно выводит спутник на орбиту. Блок давно и успешно используется при космических запусках в качестве 4-й ступени ракеты "Протон" и уже совершил множество удачных полетов. Конечно, та версия разгонного блока, что предназначена для "Морского старта", потребовала определенной доработки, но того же потребовали и почти все прочие составляющие этого международного проекта. Помимо разгонного блока корпорация "Энергия" разработала комплекс автоматизированных систем управления полетом и управления подготовкой и пуском ракеты, а также измерительный комплекс. И, наконец, именно "Энергия" осуществляет важную координирующую работу по ракетному оборудованию в целом. Сначала предполагалось, что все используемые в проекте компоненты будут быстро и легко собираться - подобно тому, как это делается в детском конструкторе типа "Лего". К сожалению, так не получилось: чтобы состыковать их меж собой, пришлось немало поработать всем специалистам - и нашим, и зарубежным.

Всем, что связано непосредственно с морской частью проекта, занимается крупнейшая в мире норвежская, а с некоторых пор уже транснациональная морская корпорация "Квернер". На принадлежащей ей в шотландском городе Глазго верфи "Квернер-Говен" построено сборочно-командное судно, на котором разместятся цех-ангар для сборки ракеты, комплекс автоматизированных систем управления подготовкой и пуском, командный пункт управления полетом и другие системы. Все это изготовленное в России оборудование устанавливается на судно, а затем испытывается в Санкт-Петербурге - на верфях Канонерского судоремонтного завода.

Сама же платформа - будущая стартовая площадка - находится в г. Выборге (Ленинградская область), на верфях Выборгского судостроительного завода, большая часть акций которого принадлежит "Квернер". Основой для этой платформы послужил гигантский катамаран "Одиссей", построенный несколько лет назад для разработки нефтяных месторождений в море. Но по прямому назначению "Одиссей" использовать не удалось, и громадную самоходную полузатопляемую платформу закупили норвежцы. После модернизации и достройки на верфи "Квернер-Розенберг" в норвежском городе Ставангере "Одиссей" был переправлен в Выборг и теперь переоборудуется и начиняется всем тем, что создано для "Морского старта" несколькими десятками российских предприятий.

От Украины в проекте участвует известное конструкторское бюро "Южное" и завод "Южмаш" (г. Днепропетровск), где еще в середине 80-х годов была совместно со многими российскими фирмами создана двухступенчатая ракета-носитель "Зенит" (см. "Наука и жизнь" № 2, 1998 г.). "Зенит" не только обладает высокими энергетическими характеристиками, но и использует экологически безвредные компоненты топлива - керосин и жидкий кислород. К сегодняшнему дню эта ракета уже обеспечила десятки успешных космических запусков.

Из десятков участвующих в проекте "Морской старт" российских фирм есть немало таких, чей вклад в его осуществление значителен. Среди них - КБ транспортного машиностроения (Москва), которое изготовило комплекс технологического оборудования по подготовке пуска, НПО автоматики и приборостроения (Москва), создавшее систему управления разгонным блоком и ракетой, НПО "Криогенмаш" (г. Балашиха Московской обл.) и КБ транспортно-химического машиностроения (Москва), выполнившие оборудование систем заправки, завод "Атоммаш" (г. Волгодонск), который изготовил установщик для подъема и установки ракеты перед пуском, завод "Арсенал" (Санкт-Петербург), разработавший технологическое оборудование под разгонный блок, и т.д. Всем этим оборудованием оснащаются сейчас в Финском заливе и платформа запуска, и командное судно.

После того как они будут полностью оснащены и пройдут предварительные испытания на Балтике, их отправят своим ходом в Тихий океан - к западному побережью США. В небольшом порту Лонг-Бич в штате Калифорния (неподалеку от места расположения американских фирм - производителей спутников) разместится так называемый "Базовый порт" - основная база "Морского старта". Там платформа и командное судно будут заправляться топливом, туда же будут прибывать в разобранном виде ракеты-носители: их станут собирать на борту командного судна, а затем перегружать в ангар платформы. В этом ангаре при постоянном контроле условий хранения ракета будет находиться в рейсе до места запуска.

Сам же запуск предполагается проводить в районе островов Карибати, к югу от Гавайских островов. По собранной за 150 лет статистике этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным. По прибытии к месту запуска понтоны платформы затопят, ее колонны погрузятся в воду до отметки 21 метр, и положение стартовой площадки в пространстве максимально стабилизируется. Точность этого положения будет определяться и поддерживаться системой динамического позиционирования и прочими системами контроля и управления, расположенными на командном судне. После стабилизации платформы из ее ангара будет вывезена и поднята вертикально ракета-носитель с укрепленным на ней спутником. Выполнит эту операцию автоматизированный транспортер-подъемник, управление которым, так же, как и всеми последующими действиями, будет вестись с командного судна. А экипаж платформы заранее перейдет на это судно, дополнив собою его собственную команду из 230 человек.

Однако до всего этого и платформа, и командное судно должны своим ходом прибыть из Финского залива в Тихий океан. И если судно пройдет туда вполне обычным путем - через Панамский канал, то "Одиссею" предстоит гораздо более долгий и трудный путь. Ему придется проплыть мимо Огненной Земли и обогнуть Южную Америку с юга. Ширина Панамского канала не была рассчитана на прохождение по нему плавучего космодрома.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Техника. Вести с переднего края»

Детальное описание иллюстрации

Прибывшие к месту будущего запуска платформу и командное судно располагают поначалу неподалеку друг от друга. После ориентировки платформы ее понтоны затопляют на 21,5 метра вглубь — с тем, чтобы максимально стабилизировать ее положение в пространстве. В дальнейшем горизонтальное положение платформы отслеживают расположенные на командном судне системы контроля и при необходимости управляют перекачиванием воды из одного танка (отсека) понтона в другой. Собранную на командном судне из хранящихся на нем составных частей ракету-носитель перегружают в ангар платформы, где она хранится до запуска. Перед запуском крыша и ворота этого ангара открываются, и роботизированный транспортер-подъемник вывозит из него ракету и ставит ее вертикально на пусковой стол. Там она опускается на выдвигающиеся снизу опоры и состыковывается со всеми заправочными коммуникациями. А транспортер возвращается в ангар, ворота и крыша которого за ним закрываются. После проверки работоспособности всех электрических систем и космических аппаратов экипаж платформы переходит на командное судно, и все последующие операции запуска, начиная с подачи горючего, ведутся автоматически и управляются с командного судна. В ракету подается горючее и кислород, включается работа двигателя, но ракета остается на месте до набора им нормальной тяги. Чтобы не повредить при этом огнем оборудование пускового стола, его охлаждают в это время мощными потоками воды. Она под воздействием сжатого воздуха давлением 25 атмосфер поступает туда со скоростью 4 кубометра в секунду из задних колонн понтона, где хранится в огромных цилиндрических резервуарах. Момент своей готовности к полету ракета определяет сама и, освобождаясь от опор, начинает взлет. А опоры под действием собственной силы тяжести возвращаются в исходное положение.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее