МОГУТ ЛИ КОСМИЧЕСКИЕ ЛУЧИ ВЫЗВАТЬ АВИАКАТАСТРОФУ?

В рубрике использованы статьи и сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Illustrierte Wissenschaft" (Германия), "Everyman's Science" (Индия), "Discover", "Omni", "Physics Today", "Science news" (США), "Revue du Palais de la Decouverte", "Science et Vie" (Франция).

Этот вопрос обсуждает французский журнал "Сьянс э ви". Космические лучи - потоки весьма энергичных заряженных частиц, источник которых до сих пор не вполне ясен (возможно, они возникают при взрывах сверхновых звезд). Хотя они доходят и до поверхности Земли, атмосфера все же задерживает часть радиации, а на больших высотах поток космических лучей раз в сто мощнее. Не может ли он нанести вред тонкой микроэлектронике, которой в изобилии начинены современные самолеты?

На современном авиалайнере могут работать десятки микрокомпьютеров, главным образом в системах управления и навигации. Компьютер, знающий возможности самолета, оценивает каждый приказ летчика с точки зрения его выполнимости и безопасности и, если надо, корректирует действия человека. Микроэлектроника присутствует практически во всех системах самолета. Но она, подчеркивает английский исследователь Клайв Дайер, очень чувствительна к заряженным частицам. Попав в элементарную ячейку памяти на микросхеме, частица может изменить запись в ней с единицы на нуль или наоборот, исказив информацию или программу. И что после этого будет с самолетом - зависит только от везения.

Французский специалист из фирмы "Аэроспасьяль", делающей, в частности, аэробусы, Жан-Пьер Лабори не отрицает этой опасности, но полагает, что ее не следует преувеличивать. Эта проблема учитывается при конструировании авиационной электроники, говорит Лабори. Например, на борту сверхзвукового "Конкорда" установлены датчики радиации, и, если они поднимают тревогу, самолет с 20 тысяч метров переходит на более низкий уровень, где излучение слабее. Кроме того, самые важные элементы систем дублируются или даже устанавливаются в тройном комплекте. Повреждение сразу двух-трех микросхем очень маловероятно.

Опасность из космоса учитывается и в программах для авиационных компьютеров, добавляет Юджин Норманд, заведующий лабораторией радиационной безопасности в корпорации "Боинг" (США). Эти программы сами следят за собой и постоянно сами себя проверяют.

Во всяком случае, до сих пор не было ни одной авиакатастрофы, которую можно было бы уверенно отнести на счет космических лучей, заключает журнал.

На снимках - пульты управления аэробусом А-310 (более старая модель) и А-320. Число циферблатов и световых индикаторов явно уменьшилось. Произошло это за счет внедрения компьютеров: часть функций они взяли на себя и выдают на экраны только те сведения, которые действительно нужны летчику в данный момент.