НАУТИЛУС - РОДСТВЕННИК ОСЬМИНОГА

Е. СОЛДАТКИН. По материалам журнала "National Wildlife" (США).

Раковина морского моллюска наутилуса (фото слева) состоит из нескольких десятков камер (они хорошо видны на фото справа), которые то наполняются воздухом - тогда животное всплывает, то в них закачивается вода - моллюск опускается на дно.
Наутилусы - самец и самка.

"Наутилус" - так назывался подводный корабль таинственного капитана Немо в романе Жюля Верна. Корабль, о котором все что-то слышали, но которого почти никто не видел, порой появляющийся на поверхности океана и самым загадочным образом исчезающий от своих преследователей...

Корабль капитана Немо был назван в честь не менее таинственного обитателя морских глубин - головоногого моллюска наутилуса, прямого родственника осьминогов, но родственника весьма древнего - некоторые наутилусы жили на Земле пятьсот миллионов лет назад, в палеозойскую эру. Древнейший наутилус - удлиненная вольбортелла - найден палеонтологами в песчанике в Эстонии. У него прямая и длинная твердая раковина, в которую моллюск прятался от врагов.

От древних наутилусов произошли аммониты, кальмары и осьминоги. Существует немало преданий о таинственном "холодном" разуме осьминогов. В самом деле, не так давно ученые выяснили, что умственные способности этих моллюсков сравнимы с кошачьми, хотя и лежат несколько в другой плоскости. Осьминоги, например, могут выбираться из хитросплетений лабиринта, различать форму и цвет предметов, реагировать на вспышки цветных лампочек, но достать краба из стеклянной банки без крышки - для них уже непосильная задача. На дне моря они часто воздвигают причудливые сооружения из камней, окружая их "крепостным валом". Когда же осьминог заберется в середину своей крепости, он прикрывает себя сверху, словно щитом, большим камнем. Отправляясь на охоту, осьминог также прикрывается камнем-щитом и из-за него обстреливает добычу струйками воды. Осьминоги умеют открывать раковины моллюсков, которыми они питаются. Сложное и необычное поведение этих животных всегда давало почву для легенд и домыслов, их считали то коварными и жестокими, то разумными и чувствительными существами.

Так или иначе ученые, чтобы понять, как появились столь высокоорганизованные животные на морском дне, обратились к древним родственникам осьминогов - наутилусам.

Оказалось, что у наутилусов достаточно и своих собственных загадок. Прежде всего, как они смогли просуществовать на Земле столь долго и почти не измениться? Ведь 450 миллионов лет назад в водах Мирового океана обитало множество этих крупных красивых моллюсков. Сейчас их сохранилось всего шесть видов, но они мало отличаются от своих доисторических предков. Не так давно их считали "живыми ископаемыми", близкими к исчезновению, но оказалось, что эти представления не имеют ничего общего с действительностью.

Заблуждения биологов относительно наутилусов объяснялись просто: ими никто всерьез не занимался, поскольку обнаружить их в океане не так-то просто.

Но экспедиция американского биолога Брюса Сондерса в 1977 году нашла место обитания наутилусов в южной части Тихого океана.

Сначала экспедицию преследовали неудачи. Исследователь пережил кораблекрушение, затем аварию самолета и автомобиля, а его желтую лодку, которая часто переворачивалась в море, туземцы острова Палау назвали "желтой субмариной". Методом проб и ошибок Сондерс обнаружил лучшее место для встречи с наутилуса ми - у океанских островов, окруженных коралловыми рифами. На краю рифов, где глубина океана резко увеличивалась от 50 до 300 метров, он, наконец, сумел поймать множество этих моллюсков, считавшихся прежде очень редкими. Когда исследователь усовершенствовал технику ловли, наутилусы стали попадаться ему буквально на каждом шагу.

Сондерс устанавливал на глубине от 140 до 300 метров большую проволочную ловушку с трубообразным входом, а внутрь ловушки помещал приманку - кусочки тунца. Наутилусы заплывали в ловушку за рыбой и, как правило, не могли найти пути обратно, что свидетельствовало о весьма примитивных умственных способностях этих древних предков "хитроумных" осьминогов.

Однако это не помешало наутилусам вполне благополучно существовать с глубокой древности по нынешний день. Вымирающими этих животных назвать трудно - они оказались вполне жизнестойкими и, кроме того, прекрасно приспособленными к морской стихии. Прежде всего, их раковина, которая вырастает до 25 сантиметров в диаметре, состоит из трех десятков отделений. Она представляет собой изящную спираль, закрученную по закону логарифмической прогрессии. Наутилус "использовал" эту красивую математичес кую формулу за миллионы лет до того, как ее описал в 1638 году французский философ и математик Рене Декарт.

С помощью раковины наутилус передвигается. Когда он опускается на дно, камеры заполняются водой, а когда ему нужно подняться на поверхность, он с силой выталкивает воду наружу с помощью длинных щупалец (их у него около ста) и всплывает. С ростом наутилуса число камер увеличивается, и каждый раз животное перебирается в крайнее отделение.

По раковине моллюска можно определить возраст животного. В раковинах содержатся изотопы полония-120 и свинца-210, и по периоду полураспада изотопов высчитывается возраст каждой части раковины. Биолог Нил Ландман из американского Музея естественной истории установил, что в начале жизни у наутилуса всего семь камер, потом каждые три недели к ним прибавляется еще по одной, а когда животное достигает десяти лет, рост камер замедляется. Всего у наутилуса может быть до сорока камер, следовательно, живет он более семнадцати лет - гораздо дольше, чем другие головоногие моллюски.

Самки наутилусов в период размножения откладывают очень крупные яйца - размером с большой палец человеческой руки. Яиц не более двух, что также отличает наутилусов от других головоногих моллюсков. Кальмары, например, откладывают множество мелких яиц, у них появляется куча детенышей, которые быстро растут, и многие относительно скоро погибают.

По-видимому, эта особенность наутилусов и позволила им сохраниться в течение миллионов лет: из крупных яиц потомство появляется на свет уже достаточно развитым и приспособленным к жизни.

В 1985 году биолог Джон Арнольд, работавший в Гавайском аквариуме, впервые увидел зародыш наутилуса. Он вскрыл яйцо моллюска, и там оказалось что-то, похожее на эмбрион. Арнольд проделывал эту операцию и раньше, но внутри яйца обычно находил только темно-бурую жидкость. Однако на этот раз там что-то шевелилось. "Это было до того удивительно, что я сел и не отрываясь наблюдал целых пять минут, а потом позвал хранителя музея - я боялся, что мне это просто привиделось, и поспешил показать свою находку еще кому-нибудь". Арнольд - первый человек, увидевший зародыш наутилуса.

Еще одну причину жизнестойкости наутилусов недавно открыл Дэвид Вудрафф из Калифорнийского университета. Оказалось, что эти животные генетически очень разнообразны, генетическая изменчивость у них в два раза больше, чем у людей. А это означает, что наутилусы вовсе не "живые ископаемые", а полноправные участ-ники современной жизни природы. Хотя их эволюционное развитие и остановилось миллионы лет назад, генетического разнообразия они не утеряли, что, видимо, и послужило основой для их выживания.

Однако не все загадки наутилуса удалось разгадать. Вот одна из них: если их гены сохранили такую способность к изменению, то почему современные наутилусы выглядят совершенно так же, как их ископаемые предки? На этот вопрос еще предстоит найти ответ.