ЗЕМНОЙ ШАР РАСТЕТ

И. ТАГАНОВ. Космологическое расширение Земли. "Известия Русского географического общества" том 138, выпуск 4, 2006, стр. 61-68.

В 1899 году российский геолог И. Ярковский впервые высказал гипотезу, что радиус и масса нашей планеты возрастают в результате "превращения невесомого эфира в материю". Позже гипотеза роста массы подтвердилась, но причина увеличения размеров Земли заключается, конечно, не в эфире, а в межзвездном веществе, попадающем в поле тяготения нашей планеты и оседающем на ее поверхности.

По динамике уменьшения угловой скорости вращения Земли из-за роста момента инерции, а также по росту площади суши удалось установить скорость увеличения радиуса Земли за последние 4,5 млрд лет. Эта величина оказалась достаточно большой - примерно 0,4 мм в год.

Если перевести это число в единицы объема, то выходит, что Земля ежегодно получает прибавку 200 км3 - намного больше объема породы, выбрасываемой всеми вулканами на Земле.