АМАДИНЫ И АСТРИЛЬДЫ - РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАЛЫШИ

В. ТРЕТЬЯКОВ, биолог.

Птички из семейства воскоклювых ткачиков

Разные виды воскоклювых ткачиков. Слева направо: тростниковый астрильд, бриллиантовая и гульдова амадины.
Гнезда азиатских ткачиков: одни с входами через тоннель, другие - без тоннелей.
Гнездовой домик со съемной крышкой для зебровых амадин.
Так выглядит настоящий ткачик.
В неволе амадины строят гнезда в специальных гнездовых домиках. В большом вольере домики для нескольких пар гульдовых амадин можно расположить, как показано на фотографии.
Бриллиантовая амадина любит простор. Этих птиц лучше держать в большой клетке или в вольере.
Амадина Гульда (красноголовый самец). Семь цветов составляют окраску оперения этих птиц.
Пара зебровых амадин. Слева - самец, справа - самка.
Японская амадина.
Красноухие астрильды (самец - на переднем плане).
Красногорлые амадины. Справа - самец, слева - самка.
Рисовок называют еще "яван-скими воробьями". Это довольно крупный вид азиатских амадин. Они размером с полевого воробья.

Амадины и астрильды - маленькие зерноядные птички из отряда воробьинообразных и семейства воскоклювых ткачиков. Кажется, что их крепкие конусообразные клювы сделаны из воска искусным мастером: кораллово-красные, оранжевые, желтые, красно-розовые и черные, они имеют замечательно гладкие, будто полированные, покровы и характерный восковой блеск. Иногда воскоклювых ткачиков объединяют, в ранге подсемейства, с настоящими ткачиками - выдающимися среди воробьиных птиц мастерами плетения гнезд. Воскоклювых еще называют ткачиками вьюрковыми из-за внешнего сходства с птичками из семейства вьюрковых (снегирь, зяблик, щегол, чиж, канарейка). Впрочем, сходство это весьма поверхностное.

В сравнении с вьюрковыми ткачиковые имеют очень мало хороших певцов. Хорошо поет, в частности, тигровый астрильд. Мой знакомый - любитель амадин, торговавший ими на Птичьем рынке в начале 90-х годов - на вопрос покупателей: "Поют ли эти птички?" отвечал лаконично и дипломатично: "У каждого самца есть коротенькая и простенькая песенка, но как душевно и бодро он ее исполняет! Это надо видеть и слышать". Конечно, нет смысла заводить этих пташек на роль комнатных певцов. Но ведь и снегиря, и дубоноса, и сороку, и галку (они тоже из отряда певчих воробьинообразных) любители содержат не ради "пения"...

Амадины и астрильды очень милы и красивы, в их облике есть какое-то особенное обаяние. Человек, впервые увидевший их в клеточке рыночного торговца, часто удивляется вслух: "Какая прелесть! Какие маленькие! Это, наверное, птенчики?" .

Амадины - величиной с чижа, лазоревку или пеночку, а один вид - рисовка - с полевого воробья.

Окраска амадин и астрильдов экзотична и разнообразна. Таких птиц не могли, конечно же, не заметить путешественники из Европы эпохи великих географических открытий. Ткачиков (вместе с попугаями) стали завозить из жарких стран Африки и Азии. Иноземные диковинки продавались в европейских портовых городах. Уже в ХVIII веке некоторые амадины (например, красногорлая) и астрильды (крошечный амарант, тигровый астрильд) обитали в птичниках зоосадов и состоятельных любителей экзотики. Стоили эти пернатые дорого, так как транспортировка живого товара по морю занимала в те времена много времени, уход за пленниками был неважный, и много нежных птичек гибло в пути. Со временем торговцы научились завозить в Европу большие партии ткачиков: серых и оранжевощеких астрильдов, травяных, красноголовых попугайных, гульдовых амадин. В 1859 году французы размножили бриллиантовую амадину, а к 1870 году европейцы научились разводить рисовку. Уже в то время ткачиков условно делили на амадин, птиц с толстыми клювами, и более мелких тонкоклювых астрильдов (приняв за типичных представителей африканских красногорлую амадину и серого астрильда). Во второй половине ХIХ века амадин стали привозить из Европы в Россию, но из-за дороговизны и отсутствия песни распространения они не получили: наши предки увлекались канарейками и всевозможными отечественными птицами. Лишь в СССР, с конца 50-х и до 70-х годов, Зоообъединение начало привозить большие партии экзотических птиц, и амадин, рисовок, астрильдов стали продавать в зоомагазинах крупных городов Союза... В настоящее время на московском Птичьем рынке (Калитниковском) можно встретить в продаже более десятка видов воскоклювых ткачиков.

Японская амадина - невзрачная, но весьма необычная птица. Проста в содержании и кормлении. Минимальный размер клетки для гнездящейся пары: длина - 35-40, ширина - 25, высота - 30-40 сантиметров. Этих птиц в природе не встретишь. Они настолько одомашнены, что не умеют построить своими силами нормальное гнездо в домике. Зато отлично выращивают потомство и безразличны к контролю гнезда. Из Китая в Японию, возможно, завезли одомашненных бронзовых амадин, и два с половиной столетия назад, путем скрещиваний и отбора, были выведены японские амадины современного типа. Они бывают темно-коричневые со светлыми боками и животом, рыжие со светлым низом туловища, пегие (коричневые или рыжие, с беспорядочным расположением чисто-белых участков оперения по всему телу). У всех пород надклювье темное, а подклювье светлое. Попадаются хохлатые экземпляры. При разведении обязательно следует скрещивать хохлатого партнера с гладкоголовым, так как из-за генетических особенностей хохлатых птиц в потомстве двух таких особей часто гибнут птенцы, у выживших хохлы безобразные, плешивые. Отличить самца от самки можно лишь в моменты ухаживания. Временами он начинает токовать перед ней: выпрямившись и распушив перья на голове и животе, подпрыгивает на одном месте с тихой песенкой, похожей на бормотание (посвисты, щебет, поскрипыва ния). Японские амадины отлично уживаются в больших клетках с другими безобидными птичками, самцы не дерутся с соплеменниками. Но размножение у пары происходит успешнее в отдельной клетке.

Зебровая амадина распространена на большей части Австралийского континента. Разводится в неволе со второй половины ХIХ века. Это неприхотливая птичка, обладающая звонким резким голосом, чем-то похожим на отрывистое короткое мяуканье. Самец часто исполняет короткую торопливую песенку: задорное, повизгивающее, грубоватое щебетание, хрипловатые возгласы. От пары птичек бывает много шума, но "зебрики" идеальны для живого уголка. Минимальный размер клетки для разведения: 50 х 30 х 35 сантиметров. Самцы агрессивны к самцам других пар, а иногда и к другим видам птиц. Зебровая амадина - красноклювая и красноногая, с коротким черно-белым поперечнополосатым хвостиком, от каждого глаза вниз идут белый и черный штрихи. Самец красивее, пестрее самки. В неволе выведено множество цветовых вариаций. У всех пород окраска лапок и клюва остается типичной для этого вида. Встречаются хохлатые экземпляры.

Гнездо в домике строит в основном самец. Даже после откладки яиц самкой он все время дополняет постройку новыми травинками. Желательно класть в клетку свежую траву: сухость в гнезде вредит развитию зародышей. В гнезде птенцы сидят 18-21 день. Вылетевших из гнезда родители кормят еще 7-8 дней до полной самостоятельности. После этого птенцов следует отсадить, иначе родители начнут их бить. Половая зрелость наступает у молодняка очень рано, через 3-5 месяцев после появления на свет. Общее правило для всех видов: для размножения рекомендуется подбирать птиц не моложе года и не старше 5-7 лет. У "зебриков" потребность в размножении очень высока, и, чтобы их организм не истощился, лучше не давать им гнездиться более 3-4 раз в год.

Рисовка ("яванский воробей") содержится в неволе несколько столетий. В Китае и Японии была выведена белая рисовка, но не альбинос: глаза темные, а клюв, лапки и веки, окаймляющие глаза эффектным колечком, - такие же красно-розовые, как и у диких. Самцы поют однообразную звонкую песню. Одним любителям она нравится, а вот Брэм считал, что пение рисовки отвратительно. Этих крупных азиатских амадин следует держать в вольерах либо в просторных клетках. Соседи по вольеру - вьюрковые типа снегиря или щегла, волнистые попугайчики и кореллы. Мелких амадин и астрильдов рисовка обижает, а то и травмирует. Рисовки пугливы и нормально размножаются лишь в спокойной обстановке. Разведение проходит лучше в просторных вольерах, куда сажают несколько пар; домики вешают под потолком, на расстоянии одного метра один от другого. Если же птиц разводят в клетке размерами 60 х 30 х 40 сантиметров, то домики располагают так, чтобы гнездящаяся пара видела и слышала соседнюю. К стенке клетки, на которой подвешен домик, нужно привязать стебли тростника, чтобы они немного прикрывали вход.

Красногорлая амадина - африканский вид, неприхотливый и пригодный для клеточного содержания. Красногорлых амадин нельзя держать в вольере с гнездящимися мелкими птичками: "красногорлики" не дадут им спокойно размножаться. У этих птиц очень рано проявляется стремление к размножению, чего нельзя допускать, пока им не исполнится хотя бы год. Готовые к размножению партнеры становятся драчливыми по отношению к мелким птицам (и даже к равным по величине). "Красногорлики" и рисовки крупнее японских амадин, и корма им требуется больше. Они могут есть и овсянку, и молодой, не вполне дозревший овес, и слегка проращённую пшеницу. Зимой предлагают овес, сутки размоченный в воде. Еще до начала размножения следует приучать птиц к яичному корму и мучным червям (без этого им не вырастить птенцов).

Бриллиантовая амадина родом из юго-восточной Австралии. Этих любящих простор и склонных к ожирению птиц лучше содержать в клетке размерами 120х60х60 сантиметров. В такой клетке амадины хорошо размножаются.

На островах Тихого океана распространено 10 оригинальных видов амадин, именуемых благодаря расцветке оперения попугайными. Наибольшее распространение в клетках получили два вида. Красноголовая попугайная амадина окрашена эффектнее, ярче, чем трехцветная попугайная, но "трехцветка" выглядит интереснее. У этих птиц черные клювики, темное травянисто-зеленое оперение туловища и красное надхвостье. У "трехцветки" лоб, стороны головы и "подбородок" темно-синие. У красноголовой оперение всей передней части головы, горла и "зоба" пурпурно-красное. Особенности содержания - разнообразный корм и просторное помещение. В небольших стандартных клетках этих птиц лучше не держать: амадины очень подвижны, обладают "бурным темпераментом". Ухаживание самца лишено ритуальных "танцев". Он поет, а затем гоняется за самкой по клетке и прыгает на нее, грубо хватая клювом за перья на затылке. После такой "любви" самка может на время полысеть. Активный, здоровый, хорошо развитый самец - одно из главных условий успешного разведения этих птиц, как, впрочем, и других амадин.

Содержание и разведение амадины Гульда - целая наука. В настоящее время этих австралийских птиц считают полностью одомашненными. Они необыкновенно красивы. Семь цветов составляют окраску оперения. В неволе выведены белогрудые, желтые, голубые, пастельные экземпляры. В природе гульдова амадина встречается в трех цветовых вариациях: черно-, красно- и оранжевоголовой. У самок пятно на груди глинисто-сиреневое, а красный (либо оранжевый) цвет головы сильно забит чернотой. Эти птицы боятся холода, сквозняков и сырости, а во время линьки - чрезмерной сухости воздуха. Они требовательны к пище, которая должна быть как можно разнообразнее. Возникают трудности и с разведением (отказываются кормить птенцов). Гульдовы амадины чувствительны к микроскопическим паразитическим клещикам, которые поселяются в дыхательных путях птиц, в то время как другие виды амадин могут годами переносить эту болезнь в скрытой форме. Амадины Гульда миролюбивы к другим птицам и хорошо привыкают к хозяину.

Из астрильдов наиболее доступны для нас: тигровый, выходец из Южной и Юго-Восточной Азии, австралийский тростниковый, а также близкородственные африканские - серый, волнистый и оранжевощекий. Особенности содержания, кормления и разведения делают этих очаровательных крохотных птичек весьма требовательными питомцами. Астрильдов рекомендуется заводить опытным, искушенным любителям экзотических пернатых. Астрильды очень интересны, своеобразны и по праву заслуживают отдельного обстоятельного очерка. Поэтому речь далее пойдет лишь о содержании амадин.

Кормление, содержание и уход

В большинстве своем амадины неприхотливы к еде. Они могут долгое время питаться одним просом, сухим и проращённым, с добавкой зелени (один раз в два-три дня) и мелконарезанного, сваренного вкрутую куриного яйца (один-два раза в неделю). К корму полезно добавлять белое канареечное семя. Для зерносмеси берут разные светлые сорта проса: белое, желтое, оранжевое. Красновато-оранжевое, темное просо птицы поедают неохотно, а при замене привычного зерна на одни лишь эти сорта могут "объявить" голодовку (ее последствия понятны каждому). Зерна такого проса чуть толще, а кожура их крепче, чем у светлых сортов. Между тем красные сорта зерен содержат больше витаминов. Если понемногу добавлять эти сорта в зерновую смесь, амадины к ним привыкнут. Бывает, что разные партии проса одной и той же окраски поедаются птичками по-разному. Если амадины отказываются есть часть зерна из предложенной им порции, вполне возможно, что корм некачественный, зерно подпорчено неправильными условиями сушки, транспортировки и хранения. Голодающие птицы ведут себя беспокойно, кричат, истощенные постоянно хохлятся и дремлют.

Рекомендую новичкам перед приобретением амадин купить нужный корм из разных партий, а после наблюдать за поедаемостью. Вспоминаю первую свою пару зебровых амадин, которые у прежнего хозяина отлично ели красно-оранжевое просо. Такое же просо было и у меня, а вот желтого купить было негде, его осталось, с примесью белого канареечного семени, меньше столовой ложки... Из смеси оранжевого и желтого проса птички выклевали лишь последнее. С большой тревогой наблюдал я беспокойство голодных птиц, а затем быстрое их угасание. Я сварил куриное яйцо, мелко нарубил немного белка и желтка и предложил амадинам (обессилевший к тому времени самец спал уже среди бела дня на полу клетки). Амадины поклевали яйцо, быстро пришли в себя, а на следующий день как ни в чем не бывало поедали мое оранжевое просо! "Зебрики", попугайные, гульдовы и травяные амадины всегда предпочитают светлое зерно. Толстоклювые виды типа рисовки и "японцев" в этом смысле неприхотливее. Попугайным амадинам нужно как можно чаще предлагать зерно в слегка проросшем виде. Проклюнувшееся, проросшее зерно, а также колосья полузрелого проса - полезный корм для всех амадин. По возможности следует предлагать полузрелые семена одуванчика ("хохолки" нераскрывшихся "корзинок" состригают, а семена высыпают в кормушку). Из зелени самая лучшая трава - мокричник (мокрица, или звездчатка средняя), птицы любят клевать и ее полузрелые семена. Зимой можно давать традесканцию (стебли с листьями вплетают в решетку у жердочки), тертую капусту и морковь, мелконарубленное сладкое яблоко. Некоторые виды, например попугайные амадины, нуждаются в повышенном содержании в рационе животных белков. Всем амадинам нужно предлагать свежий белый хлеб, смоченный в молоке, а также только что перелинявших (белых) мучных червей. Проверьте, берут ли амадины тлей, положив в клетку веточку с колонией этих насекомых.

Рецепт мягкой смеси, необходимой в период гнездования: сваренное вкрутую мелконарубленное яйцо, тертая морковь и тертый белый сухарь. Смесь не должна липнуть к пальцам или быть рассыпчатой. Полезно добавлять в кормовую смесь и такой рыбий корм, как сухие рачки гаммарусы, дафнии и циклопы (их предварительно следует обдать кипятком).

Не забывайте о поилках и купалках. Следите, чтобы в сосуды с водой не попадал мусор. Уровень воды в купалке не должен превышать 2 сантиметров, иначе птенцы-слетки и даже взрослые зебровые амадины могут утонуть. Воду меняйте ежедневно, а летом даже чаще одного раза в день: птицы очень любят купаться в чистой воде. Купание - главный признак того, что птичка здорова.

В неволе амадины обычно строят гнезда в специальных гнездовых домиках из многослойной фанеры или в дуплянках. Стандартный гнездовой домик для птиц величиной с зебровую или японскую амадину имеет размеры 12х12х12, для красногорлой - 15х15х15, а для бриллиантовой и рисовки - 18х18х20 сантиметров. Крышка съемная. Леток делают обычно под самой крышкой в виде продольной щели шириной 4-5 сантиметров. Гнездовой материал: мягкое тонкое сено, свежую траву мокрицы, перья, а для крупных видов - листья и стебли злаков типа тимофеевки - птицам следует предоставлять в избытке. Вату и нитки давать нельзя.

Когда пара насиживает кладку, яичный корм, мучного червя и тлю дают птицам изредка и понемногу, чтобы не приелись. Зато с того дня, когда птенцы начнут вылупляться, таких кормов у родителей должно быть вволю. И не следует забывать о проращённом зерне. Клетка с размножающимися птицами должна занимать самое спокойное и самое светлое место в квартире, но не на солнцепеке.

Амадины и астрильды не приручаются. Человека возле клетки воспринимают спокойно, но всегда боятся любого вторжения рук на их территорию. Гнездо с яйцами, а тем более с маленькими, еще не оперившимися птенцами лучше не контролировать, это пугает взрослых птиц.

Самец и самка амадин очень дружны между собой, за парочкой чрезвычайно интересно наблюдать. Впервые приобретая этих птиц, ни в коем случае нельзя покупать одну особь - ей уготована неполноценная, состоящая из непрерывного стресса жизнь. Птичка будет все время метаться по клетке, издавая громкие и тревожные позывные сигналы.

Большинство видов амадин продолжают оставаться редкими и дорогими экзотическими птицами, пусть вполне одомашненными и неприхотливыми. На московском Птичьем рынке один опытный скупщик живности, взявший в свои руки монополию на торговлю элитными амадинами, требует за бриллиантовую, гульдову или попугайную по 2500 рублей. Реальные цены, конечно, ниже (1500 рублей за амадину Гульда). Пара японских амадин стоит 100-120 рублей. Пара зебровых по цене равна двум парам японских, пара рисовок - двум парам зебровых, пара острохвостых травяных - двум парам рисовок.

Почему-то амадины и астрильды именуются в литературе такими же популярными клеточными птицами, как попугайчики и канарейки. Как правило, рядовой любитель не станет покупать их, ему подавай певца или "говоруна"-компаньона. Амадины и астрильды - желанные птички для искушенных любителей и наблюдателей природы.

ЛИТЕРАТУРА

Жердев Э. Пернатая радуга. Справочное пособие для любителей птиц. - М., 1988.

Морозов В., Остапенко В. Ткачики. - М., 1988.

Другие статьи из рубрики «О братьях наших меньших. Зооуголок на дому»