ОСТРОВА СОКРОВИЩ

Член-корреспондент РАН А. СИДОРОВ.

Заголовок вроде бы обязывает рассказывать о морях и океанах, одноглазых, на деревянной ноге пиратах, о сундуках с пиастрами... Но речь пойдет не о мифических островах с зарытыми на них сказочно богатыми кладами, а о земных структурах, которые с легкой руки академика А. Д. Щеглова геологи называют островами, хотя они окружены со всех сторон вовсе не водой, как это полагалось бы, а тоже сушей. О том, сколь велики богатства этих островов, не подскажет даже самая изощренная фантазия.

Северо-восток России - природная мастерская геологов. Здесь хорошо обнажены не только молодые, но и самые древние толщи земной коры.
Сокровища, скрытые в этих землях, еще предстоит найти и освоить.
Общий вид месторождения Кубака - первого клада на Омолонском острове сокровищ.
Этот остров первым встретит наступление 2000-го года.

На северо-востоке России таких "сухопутных островов" несколько - Охотский и Омолонский (они признаны всеми геологами), есть еще Колымский, Эскимосский, но их признают таковыми не все. И потому изучают сейчас с особым критическим вниманием. Размеры островов, о которых хотим вам рассказать, - десятки тысяч квадратных километров. В других частях света подобные острова уже давно открыты, и богатства их в значительной мере освоены. Мало кому из геологов нашего времени так повезет, что они сейчас смогут открыть или, напротив, "закрыть" после тщательного изучения и освоения какой-нибудь из таких островов.

В России северо-восток долгие годы оставался белым пятном на картах. Лишь после 1648 года, когда "казак Семен Дежнев со товарищи" обогнул самую восточную часть Азиатского материка, отсюда стали поступать более или менее достоверные сведения. Понадобились усилия многих первопроходцев, географов, геологов, чтобы получить первые представления об этом суровом крае. Однако подлинное открытие края произошло после Колымской экспедиции крупнейшего русского геолога, впоследствии члена-корреспондента Академии наук СССР Юрия Александровича Билибина. Экспедиция начала свои работы в 1928 году. Очень скоро было выявлено первое рассыпное месторождение золота. Это создало большую известность северо-востоку, он на длительное время стал одним из главных валютных цехов страны. Затем были открыты россыпи оловянного камня-касситерита, потом - коренные месторождения золота, олова, вольфрама, молибдена, меди, кобальта, ртути и других полезных ископаемых. Все это привело к тому, что в разных районах края - от Чукотского полуострова до Охотского побережья - начали рождаться и расти города и поселки, были построены автострады, аэродромы, морские порты.

Однако вернемся к островам сокровищ, которые здесь до последнего времени по разным причинам все еще оставались наименее изученными.

По отечественной геологической терминологии их именуют срединными или жесткими массивами, а иногда даже микроконтинентами. Почему микроконтинентами - это понять нетрудно. Но почему срединными и жесткими?

Фундамент островов был заложен 3-4 миллиарда лет назад, когда наиболее мощные вертикальные термальные потоки, зарождавшиеся в нижней мантии, а может быть, даже в ядре Земли, выплавляли, прожигали снизу огромные участки земной коры. И там сосредоточивались наиболее тугоплавкие материалы верхней мантии. Они укрепили (кратонизировали, как говорят геологи), то есть сделали необычайно жесткими, эти острова.

Многие миллионы лет острова оставались стабильными участками земной коры. Они стояли, точно крепости, окруженные обычной мобильной (подвижной) земной корой, которая многократно сминалась в сложные складки, поднималась и опускалась, ее не раз затопляли моря. Вокруг островов то возникали прогибы, в которых миллионы лет накапливались морские осадки, то вздымались складчатые горы. Конечно, в период этих геологических катаклизмов острова не могли оставаться совсем спокойными. Они тоже оказывались на дне моря. Их рассекали трещины, проникающие в глубь Земли на десятки километров. На них, как и в окружающих мобильных структурах, бушевали вулканы. Но осадочные и вулканические пласты пород, образовавшиеся на жестких массивах, не подвергались значительным смятиям и глубоким прогибам. Земная кора островов всегда оставалась жесткой. Она раскалывалась, но не сминалась.

Морские осадки и вулканические толщи, накапливающиеся на кристаллическом фундаменте, обычно маломощны. За то время, когда на соседних мобильных зонах отлагались многокилометровые толщи осадков, на фундаменте накапливались десятки, ну, сотни метров.

Тот факт, что жесткие участки земной коры при геологических катаклизмах раскалываются на чрезвычайно большую глубину по сравнению с окружающими их более мягкими, пластичными толщами земной коры, имеет существенное значение. По глубинным сквозным трещинам из-под земной коры сюда поступали потоки рудоносных флюидов и в том числе из мобильных зон, окружающих жесткие массивы. Таким образом, так называемые острова и особенно их окраины многие миллионы лет служили местом "разгрузки" глубинных рудоносных флюидов, которые превращались здесь в горячие минерализованные растворы и расплавы. Из этих растворов в трещинах и порах пород отлагались золотые, серебряные, свинцово-цинковые, оловянные, медно-молибденовые, редкометалльные руды. А самые древние породы, образовавшиеся более миллиарда лет назад, - это железные руды. Их тут огромные залежи. Геологи называют эти залежи железистыми кварцитами и считают, что самые крупные месторождения на Земле железистых кварцитов образовались в докембрии (от 4-х до 1-го млрд. лет назад).

Природа железистых кварцитов настолько непонятна и даже загадочна, что одни специалисты считают их рожденными из магмы, другие - из морских осадков и за счет жизнедеятельности простейших организмов - прокариотов.

Есть даже гипотеза о космическом происхождении железистых кварцитов. Ее сторонники предполагали, что когда-то, миллиарды лет назад, наша Солнечная система вошла в зону космической пыли, сходной по составу с железистыми метеоритами. Однако тот факт, что в железистых кварцитах полностью отсутствуют примеси никеля и некоторых других элементов, которые всегда есть в железистых метеоритах, позволяет отбросить эту гипотезу как недостоверную. И даже метеорит-палласит, упавший в 1981 году по воле случая именно на Омолонский остров сокровищ, еще раз опроверг "космическую" гипотезу: он содержит значительное количество никеля и не может быть признан даже дальним родственником омолонских железистых кварцитов. Возраст этого метеорита определен в 5,7 миллиарда лет. Он не только значительно старше Земли, но возможно, что это вообще самое древнее вещество Солнечной системы. Метеорит хранится в музее Северо-Восточного комплексного института Магадана.

Самой интересной и наиболее достоверной представляется гипотеза биогенно-осадочного происхождения железистых кварцитов. Австралийский геолог А. Ф. Трендалл установил цикличность отложения микрослоев в этих породах, совпадающую с цикличностью солнечной активности. Российский биолог Ф. П. Кеппен в книге о саранче показал, что 11-летний период бурного размножения насекомых (45 миллионов тонн на 6 тысяч квадратных километров) хорошо совпадает с солнечными циклами. В докембрийс ких железистых кварцитах Западной Австралии была установлена 22-летняя периодичность в накоплении осадков кремнезема (кварца) и железистых минералов. Напрашивается вывод, что цикличность накопления осадков связана с массовыми гибелью и возрождением фотосинтезирующих и железоконцентрирующих организмов.

Разведка и добыча железных руд на наших островах сокровищ сейчас для России не актуальны, так как запасов железных руд, только тех, что в пределах Курской магнитной аномалии, нам хватит на века. А вот месторождения благородных и цветных металлов на островах сокровищ уже сегодня могут иметь важное экономическое значение. К сожалению, серьезное их изучение началось в самый канун перестройки. И тут же затормозилось по понятным причинам.

Наши Омолонский, Охотский и другие острова сокровищ, к сожалению, расположены слишком далеко от важнейших горно-промышленных районов страны. Однако, прогнозируя дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы, мы должны рассчитывать на эти сокровища, богатство которых, по-видимому, превосходит все то, что открыто геологами к настоящему времени на северо-востоке России. Острова сокровищ красноречиво указывают, в какую сторону должна перемещаться горная промышленность страны в перспективе.

И в заключение некоторые подробности о том, что делается в этом направлении сейчас. В пределах Омолонского острова сокровищ в начале 80-х годов был обнаружен первый клад - богатейшее золото-серебряное месторождение Кубака. Такие месторождения - поистине клад. Их именуют бонанцевыми (от слова bonanza - рудный столб). Они были известны уже в конце XIX - начале ХХ века, когда бурно развивалась экономика западных штатов США. В Тихоокеанском рудном поясе (см. "Наука и жизнь" № 2, 1999 г.) эти месторождения обычно тесно связаны с молодым (миоцен-плиоценовым) и даже современным вулканизмом. Таков возраст золото-серебряных месторождений, обнаруженных на Камчатке. На Охотском побережье и Чукотке возраст подобных месторождений уже более древний (позднемезозойский). А вот на Омолонском острове сокровищ эти бонанцевые месторождения, в том числе и упомянутая Кубака, еще старше (палеозойский возраст). Буквально в последнее время на Омолонском острове сокровищ выявлены признаки самого древнего на Земле докембрийско го золотого оруденения.

Геологи хорошо знают, что докембрийские золоторудные месторождения - это самые крупные месторождения в мире. Так, например, из австралийского докембрийского месторождения Калгурли в текущем веке добыто более 1500 тонн золота, из североамериканского месторождения Хомстейк - более 1000 тонн. А рекордное количество золота получено из докембрийских руд Витватерсранда в Южной Африке - там было добыто более 50000 тонн этого драгоценного металла.

Во всем этом прослеживается стойкая "наследственность" в образовании благороднометалльных руд от древнейшего докембрий-ского периода к палеозойскому, к позднемезозойскому и к самым молодым - современным. Это свидетельствует о неисчерпаемости наших земных недр в Дальневосточных регионах России.

Но нам еще остается научиться бережно брать эти сокровища. А то ведь пока бывает и так: изъятие клада Кубака, цена которого миллиард долларов, обошлось так дорого, что клад оказался даже убыточным. Получилось это то ли потому, что главный акционер - американская компания применила слишком передовые и дорогие технологии для добычи золота из бонанцы, то ли по другой, более прозаической причине. Будем надеяться, что многочисленные клады островов сокровищ в дальнейшем более эффективно послужат экономике России. Тем более, что докембрийские богатства наших сокровищниц еще не тронуты. А они представлены не только месторождениями драгоценных металлов, но и самыми разнообразными полезными ископаемыми. Нашим детям и внукам еще есть где славно потрудиться, если мы сохраним хотя бы нынешнюю, уже и не шестую часть Земли "с названием кратким Русь".

ПЛАНЕТА ВСТРЕЧАЕТ ДВУХТЫСЯЧНЫЙ ГОД

Крошечный, похожий на клумбу островок в южной части Тихого океана первым встретит наступление 2000-го года. (О линии перемены дат журнал рассказывал в статье "Когда наступит XXI век?" - см. "Наука и жизнь" № 1, 1999 г.)

ЛИТЕРАТУРА

Дж. Л. Ла-Берж. О биогенном происхождении докембрийских железорудных формаций. - В кн. Докембрийские железорудные формации мира. - М.: Мир, 1975.

Трендалл А. Цикличность отложений в формации Уилли-Уолли докембрийской свиты Хамерсли, Западная Австралия. - М.: Мир, 1975.

Другие статьи из рубрики «Наука. Дальний поиск»

На Омолонском острове сокровищ среди палеозойских вулканитов в 1983 году было выявлено Кубакинское золото-серебряное месторождение, которое осваивается российско-американской Омолонской золоторудной компанией. В 1997 году там добыто 6,5 тонны золота и столько же серебра; в последующие годы - по 10-12 тонн ежегодно.
Метеорит "Омолон", палласит (железно-никелистая масса с вкраплениями минерала оливина), весит 250 кг. Название "палласит" - по имени академика П. С. Палласа, который открыл этот класс метеоритов в 1771 году в Сибири. Возраст метеорита, как показывают самые тщательные исследования, - 5,7 миллиарда лет. По всей вероятности, это самое древнее вещество Солнечной системы. Метеорит упал на поверхность Омолонского острова сокровищ 16 мая 1981 года. Его падение наблюдали шесть оленеводов Северо-Эвенкского района. <br><br> Фотографии, иллюстрирующие статью, взяты из фотоальбома "Охотско-Колымский край. 70 лет геологического поиска". - М.: ТОО "Пента", 1998.