УКОРОЧЕННЫЙ АККУМУЛЯТОР: ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?

Кандидат технических наук А. НИЗОВЦЕВ.

Плотность электролита в аккумуляторной батарее измеряют денситометром.
Зная плотность электролита (измеряется денситометром) и напряжение на выводах элементов батареи (измеряется вольтметром), по номограмме определяют степень заряженности аккумулятора.

Не спешите выбрасывать неисправную аккумуляторную батарею. Она еще может пригодить ся в хозяйстве, если нет сетевой электроэнергии или бывают частые перебои с ее подачей. Речь идет только об аккумуляторах с открытыми перемычками. Их можно "укоротить", выключив один-два неисправных элемента. Сделать это довольно легко, поскольку они соединены последовательно. Выводы вышедшей из строя банки просто закорачивают шунтом из медной проволоки или латунной полоски. Батареи с перемычками, залитыми мастикой, например 6СТ-55ЭМ, тоже можно пустить в дело, если частично удалить мастику и обеспечить доступ к перемычкам.

Если вы собираетесь реанимировать батарею, ее надо внимательно осмотреть (трещины в корпусе недопустимы) и определить дату изготовления. Как правило, дату выбивают на перемычке или отпечатывают на вставке в мастике. Заниматься аккумулятором, которому больше пяти лет, бессмысленно: он свое отработал и должен быть утилизирован.

Убедившись, что аккумулятор не старый, проверьте уровень крышек всех его элементов и определите, нет ли среди них неисправных. Если крышка какой-нибудь банки "вылезла" выше остальных и вокруг потрескалась мастика, значит, произошло разрушение пластин и крышку попросту выдавило наружу. Во всех работоспособных банках отверните пробки для заливки электролита и проверьте его уровень. При необходимости долейте дистиллированную воду. Ее надо покупать в аптеках или автомагазинах. Рекомендуемую некоторыми "специалистами" дождевую воду или оттаявший лед из холодильника доливать в аккумуляторную батарею не следует.

Попутно заметим, что заниматься составлением электролита и заливать его в пустой аккумулятор - дело опасное и бесполезное. Скорее всего, он уже полностью неработоспособен. В любом случае попавшие на кожу капли электролита нужно немедленно тщательно смыть проточной водой либо удалить ветошью, а после работы обязательно вымыть руки с мылом.

После доливки в аккумулятор воды нужно полчаса подождать, чтобы электролит перемешался, а затем, используя не слишком дорогой прибор - денситометр (разновидность ареометра), измерить его плотность во всех банках. По плотности электролита (с учетом его температуры) судят о степени заряженности того или иного элемента (см. номограмму на стр. 32.). Значительное расхождение плотности в разных аккумуляторах батареи свидетельствует о неисправности: это может быть короткое замыкание через сепараторы, утечка электролита через перегородки, износ пластин в одной или нескольких банках, загрязненный примесями электролит.

Если при температуре 25оС плотность электролита ниже 1,25 г/см3, то аккумулятор разряжен более чем на 50% и его надо ставить на зарядку. Величина зарядного тока должна составлять 5-10% от номинальной емкости аккумулятора. Батарею заряжают до тех пор, пока не начнется обильное газовыделение во всех банках, а напряжение и плотность электролита не станут постоянными. В зависимости от зарядного тока это происходит после суточной или полусуточной зарядки. Во время зарядки важно контролировать температуру электролита. Если она поднимается выше 45оС, зарядку приостанавливают или уменьшают зарядный ток.

После того как батарея зарядится, проводят электрические испытания всех ее элементов. Это дает возможность достоверно оценить работоспособность каждого из них, выявить самый слабый и проверить, нет ли междуэлектродного замыкания. О состоянии аккумулятора судят по напряжению, развиваемому под нагрузкой в течение 5-6 секунд. Необходимую для этого испытания нагрузочную вилку Э-108 вполне может заменить самодельное нагрузочное устройство, состоящее из автомобильного амперметра на 20-30 А, проволочного резистора и вольтметра.

Где же может найти применение укороченный аккумулятор? Для начала - пример из жизни. Один мой знакомый использовал аккумуляторную батарею для проверки электросоединений новой электропроводки в загородном доме, где еще не было электричества. Ввернув в патроны лампочки на 12 В с цоколем Е27, он подключил электропроводку к автомобильному аккумулятору, и лампы дружно засветились. Однако сколько-нибудь серьезно думать об освещении от аккумулятора жилища, будь то дом, дача или походная палатка, можно только в том случае, если есть возможность его регулярно подзаряжать.

Существуют и другие проблемы. Для низковольтной осветительной проводки нужны более толстые провода (сечением 1,5 мм2 и более), поскольку при невысоком напряжении питания сила тока большая и потери на "джоулево тепло" в проводах растут. Следует помнить и о том, что у ламп накаливания очень низкий кпд (всего 3-5%), а люминесцентные автомобильные светильники гораздо экономичнее.

Неполную аккумуляторную батарею можно использовать как источник электрического тока для радиоприемника или телевизора. Но если напряжение меньше 12 В, телевизор, как правило, не работает. Для него нужно последовательно соединить элементы двух батарей.

В последние годы для автомобилей выпускается множество бытовых приборов. Это люминесцентные лампы, кипятильники, пылесосы, холодильники, кондиционеры, кофеварки, вентиляторы, водяные насосы, воздушные компрессоры в комплекте с краскораспылителями и другие изделия. Многие из них предназначены для жилых автоприцепов. Ими можно пользоваться и в загородном доме или на даче, если там есть низковольтная сеть постоянного тока. Один нюанс: при подключении к ней автомобильных электроприборов нужно соблюдать определенную полярность, поэтому их нельзя включать в обычные электророзетки. Для электросетей постоянного тока предназначены специальные розетки и вилки с плоскими выводами.

Сейчас в строительстве широко используют аккумуляторные электроинструменты: электродрели, электрогайковерты, даже цепные электропилы (см. "Наука и жизнь" № 3, 1998 г.). Больше всего распространены инструменты с рабочим напряжением 9,6 В. Есть и аккумуляторные газонокосилки. Неполная (10-вольтовая) аккумуляторная батарея вполне может служить для них зарядным устройством. Она обеспечит их продолжительную работу в течение целого дня.

В последнее время появились высокоэкологичные подвесные электромоторы для легких лодок, байдарок или каноэ мощностью 200-300 Вт. Реанимированный аккумулятор напряжением 10 В подойдет и для них. Возможны разные варианты. Главное - высокая экологичность, бесшумность и почти абсолютная электрическая безопасность подобных приспособлений.

Зарядить аккумулятор там, где нет электричества, - задача непростая, но разрешимая.

Во-первых, можно воспользоваться бензогенератором (см. "Наука и жизнь" № 7, 1997 г.).

Во-вторых, укороченный аккумулятор подзаряжается от стандартного автомобильного. Для регулировки зарядного тока в цепь включают лампу от фары мощностью 40 Вт или параллельно несколько ламп меньшей мощности. Разряжать автомобильную батарею больше чем на 50% не рекомендуется. В противном случае запустить двигатель без заводной ручки будет крайне сложно, а поскольку на современных автомобилях ее нет, придется обращаться за посторонней помощью.

В-третьих, зарядить неполную аккумуляторную батарею можно во время движения автомобиля, подключив ее к основному аккумулятору параллельно. Гонять же двигатель на стоянке неэкономично.

В-четвертых, уже выпускаются малогабаритные переносные ветроэнергоустановки и теплоэнерго генераторы, очень удобные для зарядки автомобильных аккумуляторов. Их можно взять с собой и в лес, и на дачу, лишь бы погода не подкачала.

См. в номере на ту же тему

Д. ЗЫКОВ - В мире автомобильных аккумуляторов.

Другие статьи из рубрики «Домашнему мастеру»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее