Чертёжное перо

Кандидат технических наук Дмитрий Златопольский

В наше время чертежи создают с помощью специализированных компьютерных программ — систем автоматизированного проектирования, после чего печатают на принтерах и плоттерах. Раньше конструктор рисовал чертежи деталей или предметов карандашом на бумаге. Когда окончательный вариант чертежа был готов, его надо было размножить для передачи в производство и для заказчика, а один экземпляр отправить в архив конструкторского бюро. Первую копию чертежа делали вручную с помощью кальки — тонкой полупрозрачной бумаги. Кальку накладывали на карандашный чертёж и обводили его тушью. На такой копии линии чертежа были более чёткими, чем на бумаге, поэтому кальку использовали для последующего копирования. Копировали чертежи на специальную светочувствительную бумагу фотографическим способом на копировальных машинах (первые такие аппараты появились в начале ХХ века). Там, где калька просвечивала, светочувствительный состав разрушался, а там, где на кальке была линия, прочерченная тушью, — оставался без изменений. Получалась негативная копия чертежа — белые линии на синем фоне, так как светочувствительная бумага была тёмно-синего цвета. Такие копии называли синькой.

Для обводки чертежа тушью использовали специальное приспособление, изобретённое в XVIII веке, под названием рейсфедер (от немецких слов reißen — «чертить» и Feder — «перо»).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Готовальня, 1750 год. Коллекция Гамбургского исторического музея. Фото: Christoph Braun /Wikimedia Commons/CC BY 3.0 de.

Простейший рейсфедер представлял собой пишущую ручку, в нижней части которой прикреплялось собственно чертёжное перо в виде двух тонких металлических пластинок, немного суживающихся на конце. Поверхность пластинок была выпуклой наружу, так что тушь, которая вводилась в щель между ними кисточкой или пипеткой, задерживалась между пластинками, а после соприкосновения с бумагой вытекала. Работать нужно было аккуратно, иначе тушь могла растечься и образовать кляксу, что, естественно, делало чертёж непригодным. Толщина изображаемой линии регулировалась при помощи винта, закреплённого на одной из пластинок. При вращении головки винта его конец перемещал вторую пластинку, в результате чего зазор между ними менялся (1).

Предлагался также вариант рейсфедера, в котором толщину вычерчиваемых линий можно было менять во время черчения. С этой целью рейсфедер имел на подвижной пластинке пера выемку в виде небольшого углубления. Выемка делала пластинку менее жёсткой, и даже при самом слабом нажатии указательным пальцем, лежащим на углублении, пластинка смещалась. Такой рейсфедер называли французским (3).

Для обводки кривых линий использовали лекала — линейки, внешние и внутренние части которых имеют разную кривизну. При этом нужно было всё время поворачивать рейсфедер так, чтобы его пластинки были параллельны линиям лекала (4).

В 1878 году житель Берлина Эд. Шпренгер разработал рейсфедер, нижняя часть которого (то есть само перо) могла вращаться на своей ручке, так что рейсфедер точно соответствовал нужной кривизне. При необходимости вращающаяся часть могла быть зафиксирована, после чего рейсфедер становился обычным. Такой вариант рейсфедера в России называли курвенфедером (5) — немецкое слово Kurve означает изгиб, кривая, поворот.

Для обводки окружностей использовали циркуль, одна из ножек которого снабжена съёмной пишущей частью, вместо неё в нём закреплялся рейсфедер. Такой инструмент называли круговым рейсфедером.

Предлагались также варианты, в которых раствор циркуля (радиус окружности) регулировался винтом (6). Понятно, что такие инструменты могли использоваться только для вычерчивания окружностей небольшого радиуса.

На чертежах зачастую надо было рисовать двойные линии, для чего использовали специальный рейсфедер (7), и штриховые, образованные короткими отрезками, между которыми имеются небольшие промежутки. Обводить рейсфедером отдельные отрезки, особенно короткие, было очень неудобно.

В книге В. Г. фон Бооля «Инструменты и приборы для геометрического черчения с изложением их теории», изданной в Москве в 1892 году, наряду с другими описан, как там указано, старинный рейсфедер, с помощью которого можно было вычерчивать линии из точек с промежутками между ними. В нём в нижней части пластинок было закреплено колёсико с тонкими зубцами на ободе. Небольшая часть колёсика выступала ниже пластинок, так что при его перемещении зубцы, покрытые тушью, оставляли на бумаге ряд точек. В этой же книге описан достаточно сложный рейсфедер с трёхгранной ручкой из слоновой кости, который позволял вычерчивать не только сплошные линии разной толщины, но и штриховые линии (8).

Рейсфедер обязательно входил в набор чертёжных инструментов, размещённых в специальном футляре — готовальне. Её название происходит от польского слова, означающего «готовиться», «приготовляться».

Рейсфедер, наверное, уже навсегда покинул чертёжные кабинеты, архитектурные и конструкторские бюро, но его продолжают использовать художники-оформители и любители каллиграфии для создания настоящих «живых» линий.

Другие статьи из рубрики «Из истории изобретений»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее