Птичьи сны

Птицам снятся песни

Большая питанга. Фото: Bernard DUPONT / Flickr.com

Год назад мы писали, что птицам снится, как они летают. Исследователи тогда анализировали активность мозга спящих голубей, которых специально тренировали спать, не обращая внимания на аппаратуру вокруг. В быстром сне у голубей очень активно работала область мозга, отвечающая за зрительную информацию, включая те области, которые анализируют обстановку в полёте. Также в мозге активничали зоны, отвечающие за ощущение тела, и особенно те, которые принимают сигналы от крыльев. Всё было очень похоже на то, что голубям снится, что они летят.

В недавней статье в журнале Chaos говорится, что птицам снятся не только полёты, но и песни. Только тут анализировали не активность мозга, а активность вокальных мышц. У спящих птиц – как и у спящих зверей – мышцы во сне слегка подёргиваются; движения мышц можно записать с помощью электромиографии. Правда, потом эти движения нужно расшифровать, то есть понять, что именно они означают, какое действие снится птице. Для мышц ног или крыльев задача, может быть, не очень сложная, но здесь речь идёт о вокальных мышцах. Сотрудники Университета Буэнос-Айреса придумали, как перевести подёргивания вокальных мышц в песню – и в итоге получили боевые звуки, которыми птицы обозначают свою территорию и предостерегают конкурентов от посягательств на свой участок.

Правда, ещё важно, с какой птицей экспериментировали. Это была большая питанга из подотряда Кричащих воробьиных. Называются они так потому, что не столько поют, сколько орут, хотя и весьма звучно, и голосовой аппарат у них устроен проще, чем у Певчих воробьиных. Но исследователей в данном случае интересовало, можно ли в принципе узнать, что поёт птица во сне. Оказывается, можно. Ну а удастся ли таким же образом услышать спящих скворцов или соловьёв, станет понятно лишь после будущих экспериментов.